Мораль и глобальные проблемы современности


Характеристика современности не может быть однозначной, поскольку анализируются очень противоречивые процессы, в недрах которых и вызревает новое качество бытия человечества, рождается новое лицо мира, формируются другие, чем ранее условия человеческого существования. Мир изменяется на глазах, оставляя и у отдельной личности, и у многомиллионных масс ощущения драматизма, надежды и болезненных сомнений. Разрушаются устоявшиеся социально-экономические структуры, стойкие формы межгосударственных отношений, возникают альтернативные, в качестве следствия которых выступают новые проблемы, которые вынуждают принимать поистине судьбоносные решения, которые определяют будущее следующих поколений, тот мировой порядок, в рамках которого им выпадет жить.

Привычные формы разделения мира на блоки и коалиции, замкнутые группировки и системы постепенно, но неуклонно исчезают как результат объективной тенденции современного развития. На смену приходит другой тип организации человечества — мировое содружество, основанное на общности судьбы стран и народов, которая настоятельнее требует и нового типа мышления, — планетарного.

Экономика, политика, мораль, сама история все больше приобретают качества всесвитности, обесценивая много национальных, региональных, классово-политических, коалиционных перегородок, противопоставляя им необходимость осознания объективной сущности будущего всего рода человеческого и планеты Земля, когда безусловным становится примат глобальных проблем над проблемами вузькорегиональними.

Что же такое глобальная проблема и почему такой высокий ее статус? Прежде всего это проблема, которая определяет самые существенные условия жизни всех стран и народов, всего мирового содружества. Если учесть вышесказанное, то ясно, что она не может быть решена усилиями только одной страны или группы стран. Экономические, ядерные, стихийные катастрофы, эпидемии не знают национальных и политических границ, способные поставить под угрозу уничтожения всю мировую цивилизацию как таковую, проречь человечеству хмурую перспективу «конца истории».

Глобальной проблемой первостепенного значения является проблема выживания, перед тотальным смыслом которой меркнут национальные, государственные, классу и идеологические интересы, потому что в случае конфронтации самоубийцы противоположных социальноекономичних систем на обломках цивилизации никто не сможет различить пепел одной общественно-политической системы от пепла другой. Выживание, таким образом, становится наивысшей ценностью, реализация которой способна обеспечить и реализацию всех остальных человеческих ценностей.

В то же время проблема выживания не может рассматриваться безотносительно к таким очень существенным проблемам, вне решения которых и само выживание становится маловероятным. Идет речь о голоде, притеснении, неравенстве в мировой экономике и политике, этнических и религиозных конфликтах, расизме и национальной ненависти, экологической опасности, истощении природных ресурсов.

Подобные проблемы ставят перед необходимостью создание нового виденья мира, который является невозможным без появления соответствующей потребностям эпохи моральной системы (парадигмы), которая существенно переосмысливает традиционные моральные ценности, принципы, нормы и реальные обычаи. Такая система должна базироваться не на частичных подходах (классовых, национальных, государственных, региональных), а на общем интересе выживания человечества со всеми его конфликтами и противоречиями; окончательное же решение многих из них может быть рационально поциноване лишь как процесс, а не как какой-то самодостаточный итог.

Предметом анализа традиционной этики были человеческие отношения в системе: человек — человек, человек — коллектив, человек — общество. Храня этот массив этичной проблематики, нельзя не отметить, что много важных сфер морального отношения оставались за пределами анализа. Одним из существенных недостатков традиционного подхода, который лишил его настоящей вселюдськости и планетарности, было стремление к жесткой ограниченности узкими рамками только общества, только человеческого бытия.

Мораль как квинтэссенция духовности должна охватывать все мироздание, не дискриминируя как объект морального отношения никого и ничего — ни животных, ни растения, ни естественную среду. Человек должен возвыситься над собственным эгоизмом потребления и высокомерием технического совершенства во имя гармоничного единства с жизнью во всех его багатоманитних проявлениях. Она должна возвыситься к величию умного самоограничения и почувствовать себя неотъемлемой частью природы, познать щонайглибшу родство с миром природы.

Вне такой радикальной реконструкции сознания невозможное возникновение экологической этики, задание которой заключается в выработке фундаментальных фундаментов человеческой нравственности в отношении к природе. Культура, по крайней мере европейская, была всегда антропоцентрической, противопоставляла себя миру природы. Над ее отношением к природе витал дух завоевания, подчинения, бездумного ее приспособления к одномоментным потребностям. Однако насильственно подчиняя природу, человек подрубал свои собственные корни, лишая себя опертя и целостности. Культура, чтобы спастись от деградации, угрозы выжженной земли, на которой нет места и самому человеку, должна сделать своей основой не частичную, утилитарную, а всемирную этику, в которой найдется место всему живому. Изолированного человека, замкнутого в социуме, должен заменить человек Земли, тесными узами связана с природой и воспринимающая себя как часть природы, стремящаяся гармонии и единства с ней, понимающая, как много в ее жизни зависит от этой большой связи всего живого.





Вернуться назад