Просвещение и религия: разногласия и отношения

Главная - Культура - Просвещение и религия: разногласия и отношения

Вступление

Просвещение - эпоха которая охвачуе ХVII - XVIII столетие. Первые два десятилетия ХVII ст. - это время могущественных казацких повстань, которые показали современникам влиятельность и державотворчи возможности украинской козаччини, время особенно активной борьбы казаков как защитников южных степных границ Украины и одновременно это пор важных реформ религиозной жизни, формирование таких новых общественных структур, как братства, возникновение новых типов учебных заведений, невиданного прежде оживления литературной жизни, новых культурно-религиозных инициатив представителей разных конфессий, в том числе православных, католиков, протестантов. Сформированный в те года союз православных церковных и культурно-образовательных деятелей с политическим проводом козаччини сделал возможным такой важный успех, как восстановление в 1620г. православной иерархии вопреки воли польского правительства и всех господствующих структур тогдашнего польсько-шляхетськой государства. Движение, которое началось как культурно-образовательный и религиозно-реформационный, набрал в значительной мере политического характера. Политический успех стал возможным благодаря предыдущему культурно-идеологическому движению и пруд важным фактором подъема культуры. Периоду присущий определенные черты революционности, решительного разрыва с традицией, создание новых, невиданных раньше, структур и учреждений. Неслучайно именно перелом ХVИИ ст. был временами наибольшей интенсивности в Украине рефромацийних движений как воспринятых из Запада и частично с Востока, так и витворених на местной основе; одновременно именно тогда в украинской культуре найпомитнишими стали составные части, которые заслуживают на название ренессансных или по крайней мере таких, что очень подобный ренессансным, и представляют своеобразную украинскую аналогию к ренессансным явлениям в западной культуре.

Или неглавным следствием активности религиозных реформаторов было то, что они стимулировали активность традиционных церквей на ниве религиозно-организационной и образовательный. Низменность Киевской метрополии на две - православную и унийну -воспринимался современниками и следующими поколениями как национальная трагедия, и в самом деле, в ходе вооруженных конфликтов этот раскол приводил к фанатизму, даже кровопролитию. И все же единство обряда, общность старокиевской церковной традиции уберегли украинский народ и украинскую культуру от прищепа. Вопреки всем отрицательным следствиям конфессионной борьбы, соревнование между религиями и обрядами стало тоже стимулом к активизации усилий на ниве шкильництва, книгопечатания и науки, оказывало содействие оживлению богословской мысли. Важно при этом подчеркнуть появление в произведениях отдельных выдающихся украинских деятелей обеих "греческих" конфессий хорошо обоснованных концепций о единстве основных основ христианства как основание для объединения церквей. Однако в тогдашних условиях, когда религиозная полемика связывала не всегда справедливо, с острыми политическими разногласиями, проекуменични идеи не воспринимались большинством представителей тогдашних политических и церковных елит.

Дальнейшие десятилетия, с 20-их гг. ХVII ст. и до 1648г. , были временами пожинання плодов предыдущей активности, в некоторых сферах - вынужденного отступления, в других - дальнейшего развития культуры и образования, успешного консолидации украинских церквей - православной и, до некоторой степени, греко-католической. Новая православная иерархия, не признанная польским правительством, была вынуждена опираться на поддержку казачества, хотя уже с 20-середины их гг. настойчиво добивалась легализации. Этот период был менее революционным, менее новаторским, а если и наблюдаются новые явления, то они, в первую очередь, сводились к процессам в православной церкви, подобный контрреформации в Западной и Центральной Европе. В следующий период, в частности в 30-те и 40-ви гг. , культура растет вширь, но имеет место, как это было и в других странах, также определенное возвращение к средневековой ментальности и традициям. Впрочем именно это присущий пор бароко - возрождение средневековой ментальности в объединении с усвоением некоторых достижений ренессанса и реформации с новыми, специфично барочными явлениями, теми, что возникли на грунте очерченного синтеза, и целиком новыми.

Просвещение и религия: разногласия и отношения

Для значительной части украинской (а также белорусской) шляхты принадлежность к православной церкви была неотъемлемым атрибутом образа жизни. Такой вывод влияет, в частности, с содержания шляхетських завещаний, т.е. документов, которые адекватно отображали духовные ориентации шляхты.

В украинских и белорусских этнических землях в ХVИИ ст. возникший ряд кальвинистских (протестантских) школ, типографий, культурно-образовательных центров. Некоторые особенности кальвинизма делали его более понятным для православных, культовая практика и церковная жизнь которых также строились на демократических элементах (участие мирян в евхаристий, применение понятного языка в богослужении, отсутствие целибата). Влияние кальвинизма на православную среду Украины удостоверяет и тот резонанс, которого приобрели его идею в Закарпатье. Документальной иллюстрацией этого является ряд православных Учительних Евагелий местного происхождения, направленных против "лютерив и еретиков". Учительни Евангелия преисполнены антипротестантскими инвективами.