Понятие об эстетических понятиях


Д. Б. Лихачов в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целеустремленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комичное, уродливое в жизни и искусстве, жить и действовать "за законами красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целеустремленного педагогического влияния в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие чаще всего обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б. Т Лихачов, также как и много других педагогов и психологи, считает, что только целеустремленное педагогическое естетико-виховний влияние, привлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны розвити их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять к пониманию настоящего искусства, красоты действительности и прекрасному в человеческой личности.

Существует огромное количество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, которые говорят о его сущности.

Во-первых, это процесс целеустремленного влияния. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирования эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасному.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обусловливает и разные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особенного внимания.

В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов существует ошибочная мысль о тождественности эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко размежевывать. Так, например, В. Н. Шацька ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию. . . способности активного эстетического отношения учеников к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве за законами красоты". Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но объемлющая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целеустремленного влияния средствами искусства на личность, благодаря которому в воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умению понимать его, наслаждаться им и способность по возможности действовать в искусстве". Эстетическое же воспитание намного шире, оно касается как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самим могучим средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовной, так и физической" видит цель эстетического воспитания Л. П. Печко.

Н. И. Киященко сдерживает ту же точку зрения. "Успех деятельности личности в той или другой области определяется широтой и глубиной развитию способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания". Главное - воспитать, розвити такие качества, такие способности, которые позволят личности не только добиться успеха в который или деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Эстетические категории выступают в качестве своеобразного мерила человеческих чувств, движений души. Конечно, они являются относительными определениями, поскольку ощущения прекрасного в каждого из нас так или иначе отличается. Они разрабатываются на основе построения логических определений, которые включают у себя самые главные признаки и черты того, которое подпадает под эстетическую категорию. Правда, эстетические категории скорее послуговують для научного познания прекрасного, чем основой для ощущения прекрасного человеком. Даже не зная конкретных определений прекрасного, героического или примитивного, мы все же беремся что-то оценивать, переживать, признавать, насколько оно совпадает с нашими ценностными ориентирами, близкое к идеалу прекрасному и высокому.

Важной составляющей всестороннего гармоничного развития личности является эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание — составная часть воспитательного процесса, непосредственно направленная на формирование способности воспринимать и превращать действительность за законами красоты во всех сферах деятельности человека.





Вернуться назад