Профессиональная этика и нормы профессиональных деловых отношений

Главная - Культура - Профессиональная этика и нормы профессиональных деловых отношений

Понятие «профессиональная этика» может вызывать ряд вопросов. Во-первых, чем профессиональная этика отличается от этики как таковой? Во-вторых, в чем необходимость выделения из всей сферы этичного этики профессиональной? Требует ли всякая профессия специфической профессиональной этики?

Наивысшая общественная и личностная ценность морали заключается в ее загальнолюдяности, потому что идеал морали возвышается над вузькокласовими, узкопрофессиональными интересами. Человеческая совесть при всех этнокультурных, групповых и других спецификациях не может быть совестью эллина или иудея, хлебороба или ремесленника, учителя или врача. Оно единственное, и моральный уровень человека не может определяться ее профессией, так же, как национальным происхождением или классовой принадлежностью.

Конечно, и первое, и второе, и третье не могут не порождать определенных особенностей, определенных акцентов в моральном сознании и моральной практике людей. Вместе с тем эти переменные несостоятельные коренным образом изменить моральный облик личности, в апелляции к которой и кроется специфика морального. Объясняется это тем, что мораль влияет более или менее зримо на людей тогда, когда она доходит до глубинных духовных структур каждой отдельно взятой личности. Мораль есть существенный фактор жизнедеятельности народов и классов, но, даже апеллируя к этим человеческим сообществам, она обращается прежде всего к каждой отдельной личности. Только при условии именно такого обращения моральная проповедь, призыв, требование вправе рассчитывать на отзыв.

Следовательно, профессиональная мораль не может выступать как таковая, что противостоит общечеловеческой морали, существует рядом с ней. Профессиональная мораль является неотъемлемой частью морали общечеловеческой, существует в ее рамках и формируется на ее основе.

Поскольку мораль выступает в качестве чрезвычайно важного элемента человеческой деятельности, сама деятельность людей во всем ее разнообразии и специфичности не может не накладывать отпечаток и на специфику моральной регуляции. Существуют отдельные виды человеческой деятельности, которые выдвигают особенно высокие и даже сверхвысокие моральные требования к лицам, которые профессионально этой деятельностью занимаются. Это такие виды деятельности, которые способны порождать особенно острые моральные коллизии, что в других видах деятельности возникают лишь эпизодически. Эти острые моральные коллизии зивлмиииьсм гамм, где решаются вопросы жизни и смерти, здоровья, свободы и достоинства человека, где моральные качества специалиста приобретают решающее значение, где судьба одного может величелною мерой зависеть от моральной возможности другого.

В этих профессиях на основе общих принципов морали производятся своеобразные кодексы чести, профессионального поведения, которые рядом с общеморальными правилами вбирают и весь, часто драматический, опыт данного вида человеческой деятельности. Больше того, в некоторых профессиях даже сама профессиональная возможность специалиста во многом зависит от его моральных качеств. Сказано прежде всего касается труда учителя, врача, юриста.

Таким образом, идет речь о педагогической, медицинской и судебной этике. Именно в этих сферах осуществляется найбезпосеред-ниший выход на человеческую личность и ее судьбу, именно здесь особенно большая зависимость одного человека от другой, именно здесь осуществляется отражение общих принципов в конкретном поведении при конкретной ситуации, реализуется поведение поистине судьбоносная, предельно значимая для людей, которые оказываются в сфере действия педагогики, медицины, юстиции. По большей части именно в этих сферах решаются вопросы жизни, смерти, здоровья, свободы и достоинства человека, когда индивид может оказаться (особенно в сфере медицины) почти в полной зависимости от знаний, умений, порядочности и ответственности другого индивида. Поэтому в названных сферах деятельности возникает общественный феномен особенной моральной ответственности, порождаемой ситуацией предельной остроты моральной коллизии.

В профессиональной этике формируется система конкретных моральных норм с сопутствующими им практическими правилами, которые «обслуживают» ту или другую отрасль человеческой деятельности. В каждой из этих отраслей главным объектом деятельности является человек, который вправе надеяться и надеется на отношение к себе не как к объекту внешнего влияния, а именно как к человеку, то есть рассчитывает на уважение, понимание, сочувствие и милосердие.

Названные выше моральные нормы являются профессионально-этичными, потому что их возникновение и усвоение не определяются непосредственно какими-то институционными условиями (образованием, служебным положением), а овладение ими обеспечивается главным образом культурой личности, ее воспитанностью, ее моральным потенциалом. Кроме традиционных профессий, которые требуют через свою специфику особенного морального регулирования на уровне профессиональных моральных кодексов, в современном мире появляется в связи с новейшими достижениями научно-технического прогресса целый ряд новых профессий, в которых вызревает внутренняя потребность в определенных, проникнутых моральным содержанием, правилах. Складываются такие виды производственной и научной деятельности, где быстрая проверка добросовестности выполняемой человеком чрезвычайно важной и ответственной работы практически невозможна. В этих сферах социально-экономической активности людей их моральные качества становятся иногда решающими факторами нормального функционирования предприятий и научных учреждений. Трудно не согласиться с утверждением, что «в сложных системах человек — машина на авансцену трудовой деятельности выходят факторы самоконтроля, саморегуляции поведения, которые находятся в сфере сознания и самосознания, совести человека. Кибернетика, как говорят специалисты, протягивает руки к делам нашей совести, а автоматические системы управления требуют честных людей» '.