Культура как общественное явление


Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что значит культивировать, или обрабатывать почву. В средние века это слово стало означать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник срок agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX ст. его стали употреблять и по отношению к людям. Таким образом, если человек отличался утонченностью манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот срок применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждение, ценности и четкие средства (что применяются в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; оно служит для упорядочивания опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верование и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Социализация - функция культуры.

Усвоение культуры осуществляется с помощью учебы. Культура создается, культуре учатся. Поскольку она что не набуваеться биологическим путем, каждое поколение воссоздает ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирования ее поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личностей членов общества, тем же она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важная культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтрольвана, или инфантильная, поведение так называемых детей джунглей, которые были полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализаций люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, завладеть языком и научиться добывать средства для существования. В результате наблюдения за несколькими "существами, которые не выявляли никакого любопытства до того, которое происходило вокруг, ритмично раскачиваясь взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке", шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особенного вида. Впоследствии ученые поняли, что у этих диких детей не случилось развития личности, для которого необходимое общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их возможностей и становление их "человеческой" личности.

Если культура регулирует поведение людей, или можем мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет желание человека, но она не исключает их полностью. Она быстрее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего небезграничные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Так же существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.

Факторы окружающей среды также ограничивают влияние культуры. Например, засуха или извержение вулкана могут нарушить способ земледелия, который сложился. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, которые проживают в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени обрабатывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго выращивать большие урожаи зерновых.

Поддержка стойкого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, кражи или поджога. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для сбора или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.

Отбор культурных форм.

Другая важная часть культуры заключается в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они выявляют решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе технология, которая постоянно совершенствуется отвечает требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры абсолютно разные. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих вообще не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие народы расценивают "мистические виденья" как высшую форму сознания. Короче говоря, существует огромное количество отличий между культурами.





Вернуться назад