Понятие о нравственности


Понятие о нравственности. Мораль — как форма общественного сознания в процессе своего исторического развития приобрела разный характер. Понятие «мораль» — пришло из Франции {morale — нравственность), а во Францию — из Давнего Рима (moralis — моральный). В словаре В. Даля определяется как «правила для воли и совести».

Моральное воспитание — это целеустремленный процесс организации и стимулирования разносторонней деятельности учеников, их общения, направленный на овладевание школьниками моральной культурой, которая определяет отношение школьников к окружающему миру.

Моральная культура — это самый главный компонент духовной жизни человека, который характеризует ее достижение в овладевании основами морали как совокупности принципов, требований, норм, правил, которые регулируют поведение во всех сферах ее жизни.

Моральные нормы — это система требований, которые определяют обязанности человека по отношению к окружающему миру, образцы, которые не только ориентируют поведение личности, но и дают возможность оценивать и контролировать ее (В. И. Лозовая, Г. В. Троцко, 1997).

И. Д. Бех (1992) отмечает, что в наше время растет противоречие между растущими требованиями к моральной воспитанности личности и несоответствием использования с этой целью методических средств. Широко употребляемые в воспитательной практике методы (приучение, поощрение, наказание и тому подобное) реализуют теоретически неоправданную но практически действующую стимул-реактивну схему. В результате происходит преимущественно культивирование у подрастающего поколения морали, ориентовоной на внешнее подкрепление; мораль же, как поведение, что предусматривает лишь само вознаграждение, становится ему не свойственным. Это объясняется тем, что представления о воле как деятельности субъекта, которая осуществляется на основе осознанной необходимости, остаются не преобразованными в конкретно-психологические закономерности. Следовательно, невозможно решить проблему сознательного восприятия личностью определенных моральных норм, которая должна осуществляться на основе волевого побуждения. Учитывая это возникает необходимость в разработке принципов построения генетико-моделюючого метода как единственного адекватного средства формирования высших моральных образований, произвольных за генезисом. Условием, которое предшествует разработке указанных принципов, является раскрытие психологического механизма волевого побуждения. И. Д. Бех (1992) раскрывает ряд принципиальных положений :

1) волю целесообразно рассматривать не как особенную психическую функцию, а как первичную динамическую основу психической жизни, стадию овладения процессами поведения (такого понимания воли придерживались, в частности, Л. С. Виготський и Л. 1. Божович);

2) воля, как осознанное стремление, выступает в качестве способа порождения отдельных компонентов самосознания в целом, как интеллектуально-аффективного единства;

3) механизм воли такой: на этапе развернутого волевого процесса это — рефлексия, на заключительном этапе — переживание.

Процесс сознательного восприятия субъектом морального требования разделяется на два этапа. На первом происходит овладевание внешней ситуацией, результатом чего есть формирование у субъекта эмоционального переживания выставленного требования. На втором, в результате внутренней (рефлексийно-вольовой) деятельности, возникает произвольное позитивное отношение к моральному требованию и готовность воплощения ее в реальное поведение. От того, насколько у субъекта развитая воля, зависит уровень его морального развития. Через многократные повторения морального поступка произвольный механизм побуждения превращается в постпроизвольный и характеризуется признаками, которые отвечают желанию.

В результате этого моральный поступок приобретает вид привычки. Между моментом волевого решения и моментом образования привычки происходит долговременная работа по переходу от воли, как первичного мотивационного фактора, к неволевому за психологической структурой мотиву поступка. Воля, как осознана в большей или меньшей степени готовность выполнить в конкретных условиях выставленное моральное требование, порождает мотивационный процесс, суть которого в эмоциональной расцветке однородных ситуаций морального требования, в установлении связи обобщенной эмоции со смыслом требования, с понятием о моральной норме. Такие образования выступают в самосознании как моральные свойства, а в поведении с ее мотивами.

Поступок как единица морального поведения

Поступок — социально оцениваемый акт поведения, которое пробуждается осознанными мотивами. В отличие от импульсивных действий поступок осуществляется в соответствии с принятым намерением. Поступок, как элемент поведения, подчиненный мотивам и цели деятельности человека. В нем проявляется личность — ее ведущие потребности, отношения к окружающей действительности, характер, темперамент. В поступке проявляются такие черты личности, как настойчивость, лицемерие, откровенность, замкнутость и тому подобное. В соответствии с социальными нормами, этичными и правовыми поступки оцениваются как моральный или аморальный, честный или нечестный, героический или трусливый и тому подобное. О. В. Киричук, В. А. Роменець (1997) рассматривают поступок, как способ личностного существования в мире, как всезагальний философский принцип, который помогает толковать природу человека и мира в познавательном и практическом отношениях.





Вернуться назад