Нация и личность

Главная - Культура - Нация и личность

1. Человек в мире культуры и нации

Триада "культура - общество - личность" являет собой социальнофилософскую и культурологическую проблему, которая включает у себя огромное количество аспектов. Например, вопрос о том, какую роль играет личность в культуре того или другого исторически конкретного общества, как согласуются интересы личности и общества, которое существовало отношение к человеку в течение данной эпохи, какая роль личности в культурном прогрессе и тому подобное.

Маленький ребенок не сразу приходит к осознанию своей личности. Так и человечество прошло долгий путь, отделив себя сначала от природы, а потом провозгласив уважение к чужой индивидуальности, утверждая творческий диалог непохожих, отдельных людей. Античность, Средние века, Возрождения, Просветительство, ХIХ -ХХ ст. - такие этапы зрелости человечества.

Каждая культурно-историческая эпоха по-своему рассматривает человека и его место в мире. Мировоззрение античности было космогоническим, то есть человек представлялся частью света (космосу), звеном общей гармонии. Мировоззрение Средневековья было теоцентричним, считалось, что в центре мира и над миром находится Бог (теос). Человек здесь - раб Божий. Культура Средневековья прежде всего является культом, а человек - служителем этого культа. Гуманисты Возрождения впервые в истории западной культуры провозглашают антропоцентризм (антропос - человек), ставят в центр мира личность, которая объединяет в себе чувственное, интеллектуальное и творческое начала. Новым этапом в самопознании человечества является эпоха Просвещения. Для Гердера, Канта, Гегеля человек интересен прежде всего как субъект культуры. Личность - воплощение творческой направленности человека, а культура - это освобождение человека через творчество. Представители романтичного направления в философии ХИХ ст. (Йоган Фихте, Фридрих Шеллинг, Фридрих Шлегель и др. ) провозглашают культ личности, которая понимает как редкая и вийняткова существо, которое имеет творческую интуицию. Трагическим гуманизмом, ощущением боли человеческой личности, одиночества человека в мире пропитаны идеи философов экзистенциалистов Ф. Кафки, Л. Шестова, М. О. Бердяева, Ж-П. Сартра, А. Камю.

Сегодня понятие "человек" и "личность", "индивид" и "индивидуальность" размежевываются. Необходимо их конкретизировать и установить соотношение между ними.

Человек - высший уровень в развитии живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, то есть, с одной стороны, это - биологическое существо, из другого - творец специфического мира, который является результатом творческой деятельности всего человечества.

Ребенок, который только родилась, принадлежа к людям, еще не являет собой личность; ей необходимо стать личностью, сформировать в себе личностные качества. Для этого нужные определены биологические, естественные качества человека, без которых процесс формирования личностных качеств не может обойтись. Так, например, умственно отсталые больные, принадлежа к роду человеческому, личностями стать не могут.

Личность - это стойкая система социальнозначимых черт, которые характеризуют индивида, она является продуктом общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем предметной деятельности.

Объясняя понятие "личность" через понятие "человек", можно сказать, что личность есть человек с сформированным мировоззрением (системой взглядов на мир), самосознанием и способностью к творческой самореализации через деятельность. Самосознание являет собой сознание и оценку человеком самой себя как субъекта практической, познавательной, культурной деятельности, как личности. На пути самоосознания как личности человек обязательно сталкивается с определением своей самости, отдельности, индивидуальности (что понимает как единичность, неповторимость, исключительность) и общности, подобию к другим.

Индивид - понятие, которое указывает на принадлежность данного конкретного человеческого существа к человеческому роду. Понятие "индивид" несет в себе как признак целости субъекта, так и наличие у него особенных (индивидуальных) свойств. Но, употребляя слово "индивид", мы делаем акцент на родовых признаках, а не на личностных свойствах.

Следовательно, существуют определенные качества, которые характеризуют личность человека, культуру личности, меру ее личности. Человек формируется в конкретном историческом времени. Он, в свою очередь, включает у себя все "тело культуры", то есть весь предыдущий опыт, культурную традицию, общекультурную атмосферу.

К культурно-историческим качествам личности принадлежит способность суждения как основа интеллектуальной культуры, моральная рефлексия и совесть как обязательные составляющие этичной культуры личности, вкус как специфическая способность, которая лежит в основе эстетической культуры личности и общества, память и традиции как условие и потребность межличностного общения, нравственность и право как регулятиви поведения людей и гаранты обеспечения их безопасности. Будучи принадлежностью, частью личностей, которые общаются одна из одною, эти качества влияют на создание определенных социальных институтов и становятся движителем и барометром их развития. Да, нравственность, совесть, моральная рефлексия лежат в основе правового уклада общества, способность суждения обеспечивает развитие наук, вкус влияет на развитие искусства.