Характеристика художественных стилей XVII - XVIII в.

Главная - Культура - Характеристика художественных стилей XVII - XVIII в.

Искусство и литература XVII - XVIII ст. каждой из европейских стран отмечаются неповторимым своеобразием. Но именно в это время благодаря расширению круга образованных людей, интеллигентов между ними складываются определенные контакты, налаживаются культурные связи. Если в прошлые эпохи на возникновение и изменение художественных стилей шли века, то теперь это происходит намного быстрее: в первой половине XVII ст. господствует стиль барокко, во второй половине - классицизм, в первой половине XVIII ст. - рококо (генетически связан из барокко), во второй половине - в несколько другой форме - возвращается классицизм. Остановимся на этих ведущих художественных стилях детальнее на примере архитектуры.

Архитектура. Точное происхождение срока барокко неизвестно. Его начинают употреблять в XVIII ст. из кое-что пренебрежительной интонацией (перевод из итальянской - "неправильный" или "причудливый"). Этот стиль прямо перекликался с образом жизни королевских дворов, особенно французской, что диктовало европейскую моду: сочетание бесконечных праздников, постоянных развлечений и сурового этикета, жесткой регламентации. В то же время из мироощущения исчезает стабильность, прочность, свойственная прошлым эпохам.

Архитектура барокко широко использует открытые Ренессансом технические приемы, но с другой целью. Это чрезвычайно парадный, пышный, декоративный стиль. Для него характерны пространственный размах, большое количество архитектурных деталей, преобладания согнутых линий, очень сложных композиций. Барокко отличает контрастность, господство ярких цветов, большое количество позолоты. Такие черты очень ярко оказались в очертаниях Зимнего дворца Б. Растрелли в Петербурге.

Этот стиль активно использовал синтез искусств - сочетание в единственном идейно-художественном замысле разных видов искусства. Начинают проектироваться не только здания сами по себе, но и целые ансамбли. Один из наиболее прославленных - ансамбль площади перед построенным раньше собором Св. Петра в Риме, которую, по замыслу Л. Бернини, окружили масштабной колоннадой, а в центре поставили огромный давньоегипетський обелиск. В архитектурный замысел включается окружающая среда, особенное звучание приобретает парковое искусство. Возникает архитектура фонтанов - садовых, городских. Огромное количество фонтанов в стиле барокко есть в Риме, из них наиболее знаменитый фонтан Треви. Во внегородской резиденции русских императоров - Петергофи - фонтаны являются стержнем всего дворцово-паркового ансамбля.

Большую роль начинают играть интерьеры: светлый пол, хрустальные люстры, драпировки, лепные украшения. Живопись и скульптура теряют самостоятельную роль, становятся частью декора. Очень распространены так называемые иллюзорные плафоны - по-особенному расписанный потолок, - что изображают, как правило, небо в сочетании с многофигурной композицией. Подобный эффект иллюзии используют и в архитектуре. Самый известный итальянский архитектор и скульптор барокко Л. Бернини так спроектировал лестницу в Ватиканському дворце, что они снизу воспринимаются намного длиннее, чем есть в действительности. Когда на верхней площадке появляется Папа римский, его фигура кажется неожиданно большой и величественной.

Внутренне сложным стилем был классицизм. Центральная идея классицизма - в русле философии рационализма - идея умности, упорядоченности, "правильности". С одной стороны, эта идея широко использовалась для обоснования необходимости абсолютизма : государство во главе с монархом трактовалось как воплощение ума, который ограничивает человеческие изъяны. Но, с другой стороны, тот же рационализм был философской основой развития передовой науки, фундаментом буржуазной идеологии. В XVII ст. ведущей была первая тенденция. Во Франции классицизм становится официальным стилем, специальные указания даются кардиналом Ришелье, потом Людовиком XIV. Создаются специальные организации, призванные следить за развитием литературы, искусства. В 1634 г. это - Французская академия, преимущественно филологическая, позже - Академия живописи и скульптуры, Академия наук.

Классический образец архитектуры классицизма - королевский дворцовый комплекс в Версале. К нему входят дворец, парк, огромное количество сооружений. Суровое планирование, геометрическая организованность и дворца, и парка, симметричность определяют его вид. Даже деревьям и кустам предоставлена форма геометрических фигур. Такой тип получил название французского, регулярного парка.

В начале XVIII в. ведущим становится стиль рококо (срок происходит от названия декоративного украшения в виде раковины). Этот стиль связан из барокко, но лишен его размаха. Стиль рококо декоративен, несет черты утонченности, чувственности. Рококо не допускает прямых линий, использует нежные цвета - розовый, голубой, серый. Он ассоциируется с определением "галантный возраст". Аристократия окончательно отходит от участия в практической жизни, защелкивающийся в своем искусственном мире. Особенно последовательно рококо проводится в оформлении интерьеров. Любимые материалы - перламутр и фарфор, который в Европе стал известен и вошла в моду только в XVIII ст. Произведением искусства становится даже внешность человека. В то же время все большей силы набирает другое течение в культуре, которое происходит от третьего состояния, - линия буржуазной оппозиции абсолютизма. Во второй половине XVIII ст. опять утверждается классицизм, но его внутреннее содержание меняется. На первый план теперь выдвигается демократическая составляющая. Основные идеи - единственной национальной государственности, патриотизма, общественного долга - оказывается созвучное пафосу Просветительство. Утонченности рококо противопоставляется строгость и простота древних. Демократический уклад греческих полисов и республиканского Рима были провозглашены образцом "справедливого строя". Особенно усилилось увлечение античностью после раскопок древнеримских городов Помпеи и Геракуланума, которые погибли во время извержения Везувия. Наибольший знаток и пропагандист античного искусства историк И. Винкельман писал: "Единственный путь для нас стать большими, а если возможно, и неповторимыми, - этому подражать древних". В архитектуре широко используются идея античных портиков и колонны греческих ордеров. Новым в парковом искусстве было появление английских ландшафтных парков, которые имитируют естественный лес. К классицизму второй половины XVIII ст. применяют термины просветительский классицизм, неоклассицизм.