Книгопечатание и литература. Образование

Главная - Культура - Книгопечатание и литература. Образование

Книгопечатание и литература

Влияние идеологии Возрождения и Реформации нашло отображение в развитию литературы и книгопечатания. Изобретение И. Гуттенберга, переход от папируса и пергамента к бумаге в XV ст. были предпосылками активного развития книжного дела в Европе. Большинство книг, особенно научных, в этот период печатались латынью.

В конце XV - в начале XVI ст. первые книги церковнословянским языком напечатали Швайпольт Фиоль в Кракове и Франциск Скорина в Праге. В Украине толчок для развития книгодрукарства дал Иван Федоров собственно, И. Федоров возобновил запущенное книгодрукарство, который убежал из Москвы от преследования реакционного духовенства в 60-х годах XVI ст. В 1573 г. Федоров с помощью меценатов создал во Львове типографию, где годом позже напечатал знаменитый "Апостол" (сборник описаний жизни святых). Спустя некоторое время Федоров разорился, заложил типографию и по приглашению князя К. Острозького, - одного из тех, кто сохранил преданность православию, - переехал в его имение в г. Остроге. Именно в это время здесь за инициативы К. Острозького осуществлялся грандиозный проект - готовилось к печати первое в славянском мире полное издание Библии церковнословянским языком. Чтобы представить масштабы работ, надо сказать, что с целью поисков достоверного текста К. Острозький снарядил послов в Чехию, Польшу, Московию, Болгарию, Грецию, Палестину, вел переписку со Вселенским патриархом, создал при Острозький академии специальную комиссию по переводу Святого письма, привлек 72 переводчиков, греческих ученых. В 1581 г. "Острозька Библия" (1256 страниц) увидела свет, став образцом для всего православного славянства. Ее экземпляры купили королевские библиотеки Швеции и Франции, что свидетельствовало о высоком уровне издания. В Москве Библия переписывалась, так что "Острозька Библия" долго оставалась единственным подобным изданием.

Печатное дело получило развитие во всей Украине. Уже в первой половине XVII ст. здесь насчитывалось около 20 типографий, наибольшей из которых была типография в Киево-печерской лавре. Типографии создавались на средства меценатов, Войска Запорозького. Активно занимались организацией типографий братства.

Рост книгопечатания в Украине иллюстрируется такими цифрами. Если за 30 лет (1574-1605 гг. ) печатная продукция всех типографий в Украине находилась в пределах 460 печатных листов (что приблизительно эквивалентно 46 современным книгам на 150 стор. ), то только за 5 лет (1636-1640 гг. ) - уже свыше 1927 печати. листов.

Рядом со стационарными типографиями также были передвижными. К середине XVII ст. насчитывалось уже около 40 разных типографий. Наибольший удельный вес в печатной продукции имели книги религиозного характера, но выдавались также научные трактаты, справочники, календари, учебники. Некоторые из учебников играли важную роль в образовании. Да, грамматику, автором которой был М. Смотрицький (в 1619 г. ), М. Ломоносов назвал "вратами образованности". Она переиздавалась больше 150 лет практически в неизменном виде. Примечателен тот факт, что в домашних библиотеках богатых львовских мещан насчитывались десятки и сотни книг.

В части Украины, которая находилась под властью Москвы, в XVIII ст. царское правительство проводит реакционную политику относительно книгопечатания. Были запрещенные публикации украинским языком, введены цензурные ограничения. В инструкции типографиям, которая появилась в 20-х годах XVIII ст., говорилось, что книгопечатание должно осуществляться так, чтобы "никакой розни и особенного наречия не было". Через штрафы, наложенные на Черниговскую типографию, она обанкротилась. После ликвидации Запорозькой Сечи в 1775 г. книгопечатание украинским языком пришедший в упадок.

Развитие книжного дела было толчком для развития литературы. Эта сфера культуры в полной мере отбивала переходный характер эпохи, то время, когда происходило формирование национального языка, новых стилей и жанров, поднимались новые темы, которые в предыдущие столетия считались запрещенными или ненужными. Наиболее ярко новые тенденции отображала переводная литература. В XVI в. были переведены и опубликованы разные научные трактаты и справочники, например, медицинский справочник "Аристотелю врата". Распространяются переводы Святого письма, которые представляли такой жанр, как агиография. Одним из наиболее ценных считается "Пересопницьке Евангелие", созданное в 1561 г. Перевод из болгарского языка и подготовка текста были сделаны монахами Пересопницького монастыря на Волыни. Причем перевод Святого письма впервые сделан на "простой" украинский тогдашний язык "для лепшого виразуминня люда христианського посполитого".

Рядом с переводной литературой появляются оригинальные произведения. В XVI ст. отмечается расцвет украинского эпоса - создаются думы, баллады, исторические песни, какие Т. Шевченко ставил выше гомеровских поэм. Например, популярными были циклы дум "Маруся Богуславка", "Самiйло Кiшка" и др. Эпические произведения посвящены освободительной тематике, в них воспеваются рыцарство и героизм, братство и верность православию. Всплеск литературного процесса в Украине был связан с Брестской церковной унией. Заметное место в этой ситуации в литературном творчестве занял жанр полемичной литературы, который возник как реакция на экспансию католической церкви в Украине. Писатели-полемисты Мелетий Смотрицький в произведении "Тренос" (грец. - "плач" - плач православной церкви через отступничество ее детей); Захарий Копистенський в "Палинодий" ("книга обороны"), Иван Вишенський в "Совете об очистке церкви" выступали против вмешательства польского правительства в дела православной украинской церкви, разоблачал его политику по принципу "чем хуже, тем лучше". Дело в том, что православные священники, которые назначались сеймом, часто были недостаточно образованными, отличались сомнительными моральными и личностными качествами. Один из таких священников, Кирилл Терлецький, появился перед судом за убийство и изнасилование. Имели место вымогательство денег в парафиян, распродажу церковного имущества и земель. Вследствие этого, как и за задумывали те, кто проводил такую политику, вытеснение православной церкви католическим было бы неминуемым.