Роль и место христианства в истории Европы 9-13 в.


Храня античные традиции, византийское искусство произвело собственный торжественно-репрезентативный стиль, связанный главным образом с церковными догмами. Мастера Византии сумели вдохновить канонические формы реалистичностью, живыми признаками времени, эмоционально насытить изображение. В 1453 г. в результате турецкого завоевания Византийская империя прекратила свое существование. Однако влияние ее культуры ярко отразилось на искусстве Западной Европы, южных славян, Киевской Руси, Закавказья.

В эпоху Средневековья Европа стала главным носителем культуры католической церкви, могущество которой постоянно росло. Уже в XII — XIII ст. римские папы выдавали общеобязательные акты (буллы), владели исключительным правом созывать соборы и санкционировать их постановления. Папа был высшей судебной инстанцией как в церковных делах, так и в делах светской власти. За Иннокентия III (1160 — 1216) многие европейские монархи признали себя его вассалами. В борьбе с непокорными папы использовали интердикт — запрет служб всех богослужений и религиозных обрядов на территории того или другого государства, а также отлучения монархов от церкви, освобождение подданных от присяги королю.

На ниве духовной жизни господствовала папская курия, которая включала коллегию кардиналов, канцелярию и судебные учреждения. Это была настоящая "духовная империя", которая для борьбы из еретицтвом создала репрессивный аппарат — инквизицию; согласно постановлениям IV Латеранского (в 1215 г. ) и Тулузького (1229р. ) соборов церковь должна была выявлять еретиков, осуждать их и передавать светской власти для наказания. Светские правители под угрозой отлучения от церкви должны были немедленно выполнять приговоры, очищать свои земли от ереси.

Для борьбы с Реформацией и укрепления папской власти католическая церковь в 1534 г. создала монашеский орден иезуитов, который также контролировал в Европе почти все образование. Церковь разработала свое правництво, основные нормы которого именовались канонами. Источником канонического права были Святое письмо, постановления церковных соборов, нормативные акты пап — конституции, буллы, энциклика. Это право регулировало не только внутрицерковные отношения. Церковным судом решались дела о браке и семье, подделке денег, клевете, фальшивых свидетельствах, поскольку считалось, что такие проступки непосредственно связаны с грехопадением.

Католическая церковь была своеобразной папской теократией, основанной на взаимоисключающих принципах — аскетизме и всемирной власти. Поборники этих принципов вели упорную и жесткую борьбу за то, чтобы установить в мире господство теократии и покорить религиозному (католическому) мировоззрению все сферы человеческой жизни — государство, экономику, право, литературу, искусство, науку.

Тому-то культура Западной Европы набрала выразительной теологической расцветки. Античная философия была заменена католическим богословием, в недрах которого зародились оригинальные эстетические, этичные и логико-философськи течения. Да, С. Боэций (480-525) — римский философ-неоплатоник, автор трудов из математики, теории музыки — своими трактатами и комментариями к произведениям Аристотеля и Порфирия из логики оказал большое влияние на средневековую схоластическую философию. В частности, он четко размежевал понятие бытия (существование) и сущности. За Боэцием, сущность и существование как понятие совпадают только в Богу, который является простой субстанцией; что же касается созданных вещей, то они по своей природе не простые, а сложные; чтобы сущность получила существование, она должна стать актом творения Божьей воли. Широкой популярностью пользовался трактат Боэция "О музыке" в пяти книгах, который содержал изложение музыкально-теоретических учений древних греков — от Пифагора и Аристоксена к Птолемею. Этот трактат стал главным источником познания античной музыкальной теории.

Выдающимися схоластами были Альберт Великий (1193— 1280) и монах-доминиканец Фома Аквинський (1225-1274). Благодаря комментариям Альберта труду Аристотеля стали приобретением средневековой культуры. Он не только систематизировал знание античных и арабских ученых в отрасли природоведения и этики, но и провел также собственные исследования на основе наблюдений и опыта. Фома Аквинський создал своеобразную энциклопедию католического богословия "Сумма теологии", в которой все вопросы познания природы и общества рассматривались с позиций теологического рационализма. Выдвигая идею гармонии веры и ума, он пытается покорить науку богословию, а потому различает истины ума и истины откровения, считая последние недоступными уму, подвластными лишь души (вере).

Тенденция Естественного рационализма нашла яркое проявление в трудах английского ученого, монаха францисканского ордена Роджера Бекона (1214-1292). Он одним из первых настаивал на необходимости опытного познания природы, противопоставляя его ошибочным авторитетам. В своих трудах он выдвигает ряд интересных идей о летательных аппаратах, подъемных кранах, о способах добычи многих химических веществ, усталость числе пороха. Церковь произнесла его произведениям анафему, а самого автора запроторила в тюрьму на 14 лет. Под конец X ст. с развитием украинской государственности великокняжеская власть приходит к необходимости создания единой системы официальной религии — христианству. Христианство стало сильнейшим оружием в укреплении государственного и социального строя и во всяком отношении мало исключительно прогрессивный характер, с ним начинаются новые сутки в истории нашего народа, которая характеризуется приобщением к европейской цивилизации. На фундаменте христианства вырастает христианская культура во всех своих проявлениях и формах.





Вернуться назад