Предмет истории культуры и задания. Сущность культуры

Главная - Культура - Предмет истории культуры и задания. Сущность культуры

1) Каждый образованный человек, гражданин государства, интеллигент как лидер нации, должен уметь правильно оценить современное состояние культуры, видеть и понимать постоянные изменения в разнообразных сферах, уметь различать устоявшиеся чину жизнеспособные культурные формы от устаревших, лишенных жизненной силы. Без этого невозможно определить оптимальные пути и средства дальнейшего развития культуры, эффективно влиять каждому своей мерой на это развитие. Надо знать историю своей и мировой культуры, чтобы правильно оценить достижение национальной культуры в сравнении с приобретениями других народов. А также нацелить потенциальных будущих ученых на поиски новых фактов, которые свидетельствуют о самобытности и весомости украинской культуры в мировой культуре, чтобы аргументированно разоблачать демагогию поработителей украинского народа о якобы вторичности украинской культуры. Ведь усиление коренного этнического фактора в украинском обществе и роста его национального самосознания является условием сохранения национально-государственной консолидованости.

Во-вторых, в современной социальноисторической ситуации интеграции Украины в мировой культурный и хозяйственный процесс, знание истории культуры и фундаментальная гуманитарная образованность становится необходимым для специалистов в верхнем эшелоне власти, которые должны завладеть навыками международной коммуникации с толерантным и неагрессивным отношением к другим культурным традициям.

Кроме того, изучение истории культуры должно дать осознание будущими специалистами своего назначения как сотворцов материальной и духовной культуры в процессе их культурной самореализации и перманентного создания культуры нации по мере сил каждого гражданина. Бытие Украины на стыке культур обусловило ее связь с общемировым исторически-культурным пространством. Современный специалист должен быть готовым осуществлять профессиональную деятельность в поликультурном мире, разделяя и уважая прежде всего нормативы и ценности своей национально-культурной среды. А диалог разных культур помогает глубже понять особенности национальной культуры.

2) Важность современного переакцентування общественно-гуманитарных наук на проблемы культуры объясняется отходом от устаревшей парадигмы понимания и объяснения хода истории исключительно как изменения экономических формаций. И. Г. Гердер понимал развитие культуры как главное содержание исторического процесса. В современном понимании исторические социальные явления имеют как экономическую, так и культурную почву. Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) обосновал тезис о равнозначности экономических и мировоззренческих факторов в историческом процессе. Вебер рассматривал религию как одно из важнейших средств предоставления смыслу социокультурной деятельности человека. Протестантизм не только стимулировал нагромождение капитала, высокоэффективное производство путем религиозной санкции трудовой деятельности, религиозной этики накопления и предпринимательства, сознательного самценного труда как религиозного призвания и моральной обязанности сам формирование личности "во имя Бога и прибыли".

Культура происходит от colo, colere - выращивание, возделывание земли. Из 18 ст. - воспитания, выращивания человека, "обрабатывания человеческой души", культура как принадлежность чертам личности - "культурность", "культура труда", культура поведения, физическая культура. Совокупность материальных и духовных приобретений человечества, как способ духовного освоения действительности на основе системы ценностей( смыслов), и как развертывание творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия. Культура - все созданное, отличающееся от природы, хотя культура предусматривает наличие природы и человека как биологического существа для своего существования, культура выступает в качестве принципа гармоничного единства человека с природой.

Современные интерпретации культуры заключаются на таких позициях. Во-первых, культура - это создана человеком "вторая природа", мир, который "надстроен" над нетронутой природой. Во-вторых, культура является системой общих для общества ценностей, материальных и духовных. Ценность - то, которое имеет смысл для человека, мир, наполненный человеческим смыслом. В-третьих, человек как субъект культуры формируется в процессе культуротворчой деятельности и становится человеком путем привлечения к культуре. Культура - это исторический процесс сохранения, распределения, обмена и употребления готовых последствий человеческой деятельности, а также создание новых ценностей, способных обеспечить дальнейший процесс развития самого человека. В современной науке присутствующие такие основные концепции толкования понятия культуры.

- Социальноатрибутивная: все, что свойственное обществу; культура как социальное наследование; социально заданное и осуществляемое социальными институтами устремления культивирования индивидуальных биологических качеств;

- Личностно-атрибутивная: человек как субъект интерпретаций и инноваций - движитель развития культуры; культура как сфера самореализации человека и самоутверждения и развития ее сущности (культура живет в людях, их творчестве, деятельности, переживаниях - люди живут в культуре); поле, процесс и результат самореализации- аксиология: культура как исторически и социально предопределено, об'ективоване в продуктах человеческой деятельности (артефактах) отношения человека к природе, к обществу, к самой себя; реализация и воплощение в культурных текстах верховных ценностей путем культивирования высших человеческих добродетелей