Европейская мода второй половины XIX - началу XX в.


Французская революция в 1848 г. ознаменовала конец стиля бидермейер.

Наступило время безмерной роскоши, а вместе с тем — эклектика в моде, то есть сочетание разнообразных стилей. С 1850 г. до конца 1860-го господствовал «выставочный» стиль «второго рококо». Моду, как раньше, диктовала аристократия. Воплощением женственности и предметом наследования с 1853 г. стала императрица Евгения Монтихо, жена Наполеона III (племянника Наполеона И). Роскошный наряд из кринолином требовал соответствующей прически, украшенной живыми цветами. Императрица имела хорошие золотистые волосы, и женщины, стремясь подражать Евгении, пытались освещать волосы (рис. 4. 18). В этот период парикмахере Гуго и Ричардсон разработали смесь для обесцвечения волос, в состав которой вошла перекись водорода. Золотокосих красавиц из этого времени стало больше.

Вторая половина XIX ст. отмечалась большими научными Открытиями, исследованиями, появилась фотография, выросли количество железных дорог, промышленных предприятий. Это был период активной женской эмансипации. Увлечение наукой, искусством, спортом дало возможность создать достойную конкуренцию мужчинам. Характерной чертой женских причесок 50-60-х годов XIX ст. был прямой пробор. Волосы укладывали гладкими полукругами на висках, над челом делали валикоподибни формы, которые напоминали прическу Марии Стюарт. Закручивали волосы в локоны идеальной формы и зачесывали их к затылку (рис. 4. 19 а, бы, в, г).

Популярными были прически с низкими щепотками на затылке, к которым сбоку и снизу крепили искусственные локоны (рис. 4. 20 а, бы, в). Другая прическа — «а-ля курон» (корона) напоминала форму венца из завитых волос, к нему на затылке прикалывали шиньон из буклив и локонов, обвитых косой. Эту прическу дополняли цветами, гребнями, лентами, а щепотки покрывали сеткой. Любимыми головными уборами были плоские шляпки — капоры, которые завязывали под подбородком.

В парикмахерском искусстве появилась электрическая машинка для стрижки волос (1882), щипцы Марселя Грато для ондуляций (то есть завивки, опdulепх — волновой) волос горячим способом (1875); эти инструменты постоянно совершенствовали, и до конца столетия они приобрели большую популярность.

В парикмахерском искусстве ондуляция волос заняла особенное место, стала любимым видом заключения. Эта технология распространилась не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Вся Западная Европа «ондулювала» волос. Оформление причесок было разное. Чаще ондуляцию делали в направлении к маковке, храня при этом пробор. На затылке волос сверху книзу заплетали в три-четыре косы, окучивали их потом вовнутрь, крепили заколками и украшали дополнительно искусственной косой, изложенной в виде ободка.

Прически 70-80-х годов XIX ст. характерны вертикальным удлинением деталей (рис-4. 18) Этот период называют периодом «позитивизма» — демонстрации драгоценностей, вещей, одежды, украшений. В моде господствовал роскошный эклектический стиль, но безвкусно.

Каскады локонов, буклив, кос от маковки спадали на затылок, а потом на шею и спину (рис. 4. 21 б). Популярными были прическа в сетке, дополнение жгутами — торсадо из искусственных волос, цветами и декоративными заколками. Парикмахеры, которые выполняли прически, начали обращать внимание на индивидуальные особенности своих клиенток, их возраст, назначение прически. Появились прически домашние, для прогулок (рис. 4. 22), утренние (рис. 4. 23), вечерние, выходные, для баллов, салонные (рис. 4. 24) и др.

Большой популярностью пользовались крепони (подкладки), постижерни изделия, которые часто брали даже напрокат (рис. 4. 25). Модными были прически с валиками на затылки, вложенные в сетки. По бокам на затылке оставляли «ленты» волос, которые заключали поперек затылка (навстречу друг друга) и скалывали брошкою. Над челом волос разделяли прямым пробором и с обеих сторон на висках заключали объемные букли по направлению к маковке. В другом варианте этой прически волос над челом заключали в объемный валик.

Встречались прически с мелко завитыми хохолками и каскадом локонов на затылке. Они имели название «каскад с зефиром» (зефир — легкий ветерок).

Постепенно хохолки приобрели массивность, стали низкими. Прически по большей части выполняли из завитых волос с использованием подкладок. Волнообразные волосы стали самыми популярными (рис. 4. 26).

В конце XIX ст. в моду вошли прически на основе ондуляций — «бандо» (повязка). Они были разных размеров, гармонично сочетали с 5-подобным силуэтом платья. Волосы над челом и на затылке сбивали в объемы, заворачивали по направлению к маковке и там формировали небольшой пучок. На висках объемы были разными — от широко заключенных волос к умеренному объему. Эти прически стали настолько любимыми, что женщины остались верными им и в следующем периоде развития моды (рис. 4. 27). Прически «сахарет» появились параллельно из «бандо». За силуэтом они напоминали прически стиля бидермейер. Оформление «сахаретив» было волнообразным, часто конусообразным. Дополняли прически в это время изобретательной формы шляпки с вуалями, кружевом, лентами, пером, брошками, цветами.





Вернуться назад