Культура античного мира


1. Значение античной культуры для мировой цивилизации

В понимании современной науки античность - это история и культура Старинной Греции и Старинного Риму - от возникновения первых древнегреческих государств (конец III-II тысячелетие к н.э. ) и к падению Западной Римской империи и завоевание Риму варварскими племенами (V ст. н.э. ). Соответственно существуют понятия античной философии, античного искусства, античной литературы и т.п. Буквальный перевод слова “античный” с латинской - “старинный”. В Европе в эпоху Возрождения вошло в моду коллекционирования предметов старины, их стали называть “антиками”. Позднее в Франции возникло уже собственное понятие “античность” - для обозначения всех ранних форм искусства. По мере углубления исследований содержание термина сузилось.

Уровень развития и степень влияния на дальнейшую историю предоставляют культуре Старинной Греции и Старинного Риму исключительного характера. В античном мире достигли расцвета все, без исключения, сферы культуры - образование, наука, литература, искусство. Творчество античных авторов и в науке, и в искусстве имела гуманистический характер, в ее центре был человек, ее физическая и духовная жизни. Шедевры, созданные античными писателями, скульпторами и драматургами, стали в дальнейшем восприниматься как классические, как непревзойденные и достойные наследование образцы. Древнегреческий и латинский языка являются базой современной научной терминологии.

Положение свободных людей в античных государствах принципиально отличалось от других давних обществ. Возникает демократия, граждане пользуются политическими правами, принимают участие в управлении государством. Хотя нельзя забывать и о том, что античное общество было рабовладельческим. Рабы играли важную роль в экономике древнегреческих государств, делали свой взнос в их расцвет, на определенном этапе римской истории даже стали основной продуктивной силой.

2. Культура Старинной Греции

Крито-микенська (эгейская) культура. Ранний этап истории Старинной Греции носит название крито-микенський или эгейский. В конце III-II тысячелетие к н.э. первые государства возникают в бассейне Эгейского моря - на острове Крот и полуострове Пелопонес (город Микени). Это были государства ранньомонархичного типа с развитым бюрократическим аппаратом, сильными общинами. Они похожие на давньосхидни деспотии.

Микени открыл Г. Шлиман после своих сенсационных раскопок в Малой Азии, где он отыскал легендарную Трою. Толчком для начала исследований английского археолога А. Еванса на Крити послужили сюжеты многих греческих мифов: о большом мастере Дедала, который построил для критського царя дворец-лабиринт, о герое Тесея, который победил жителя лабиринта Минотавра и нашел путь с помощью “нити Ариадны”.

В конце III - в начале II тысячелетие к н.э. мощнейшим было Критське царство, которое занимало исключительное географическое положение и владело сильным флотом. Критськи мастера обрабатывали бронзу, но не знали железа, изготовляли красивую керамическую посуду, украшая его цветными изображениями растений, животные, людей. Особенно известным есть парадная посуда с “морскими” сюжетами.

Поражает царский дворец в Кносси. План этого многоэтажного сооружения в самом деле напоминает лабиринт. Много помещений, соединенных сложной системой переходив, коридоров, ступенек, не имели внешних окон и освещались через специальные световые шахты. В дворце действовала система вентиляции и водоснабжение. Стены украшали замечательные фрески, наизнаменитейшая из которых - “Парижанка”. Так А. Еванс назвал изображение молодой хорошо наряженной женщины с темным волосами. Дворец был центром не только политического, но и религиозной жизни. Существует гипотеза, что строение дворца как-то связано с представлениями о потустороннем миру. Много находок указывают на то, что в религиозных представлениях центральным был культ быка. Крыша дворца украшали монументальные стилизованные изображения рогов, в виде главы быка изготовляли ритуальную посуду, на одной из фресок изображенная игра акробатов с быком. Кносс был разрушенный, и Крот потерял свое господствующее положение в середине II тысячелетие к н.э. вследствие неустановленной катастрофы - то ли землетрясения (что сопровождался извержениями вулкана), то ли внешнего нападения, то ли внутренних междоусобиц.

После этого центром ранней греческой цивилизации стал город Микени, где жили греки-ахейци. Его окружали могущественные оборонительные мури из огромных, грубых каменных блоков. Главные ворота - Львиные - украшала треугольная стела с рельефным изображением двух львиц. Г. Шлиман нашел также “золотую усыпальницу” микенських царив - расположенные по кругу подземные сооружения с купольным перекрытием. В конце II тысячелетие к н.э. Микени возглавили войну греков против города Трои в Малой Азии. Приблизительно в XII ст. к н.э. греки-ахейци были вытеснены племенами грекив-дорийцив, которые переселились с севера Балканского пивострова. Последние стояли на низшем уровне развития. Вторжение первоначальных племен дорийцив послужило причиной упадка городов и политической жизни, потерю ранньогрецькой письменности. Основные периоды истории Старинной Греции. История Старинной Греции после дорийського вторжения, образно говоря, начинается сызнова. Снова происходит расписание первоначальных отношений и формирование государственности. Этот период своего рода “глухих времен”, что длился приблизительно с ХI по IХ ст. к н.э. , называют гомеривським, поскольку он известный прежде всего из поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”.





Вернуться назад