Прически народов России


Мода Севера и Юга России. Подобно украинской культуре, богатое и разнообразное наследство русского народа. Она складывалась веками и русский народ вкладывал у нее не только свой труд, но и душу, мечты, надежды. Тонкими нитями сплетаются между собой и старинные наряды, и связи с другими народами, и сама жизнь.

Идеал женской красоты могут подчеркнуть такие слова: «А сама-то величавая, виступает будто пава». Отсюда видно, что эстетическое воображение о женщине существовало безраздельно с образом птицы, древним символом добра и благополучия. «Лебедушка», «пава» — это эпитеты, которые подчеркивают пластичность женщины. Народное искусство художественными средствами воплотило этот образ в народную одежду, головные уборы, прически, украшения. В наше время головные уборы и прически часто являются источником творчества при создании новых моделей. Головной убор всегда был одной из важнейших частей общего ансамбля. Для всей территории России характерные две разных категории головных уборов : девичьи, что оставляли открытой теменную часть председателя, и женские, которые полностью закрывали волосы.

Мужчины носили шапки из серой, белой или коричневой шерсти. Они имели форму колпака. Зимой носили меховые шапки, которые гармонично подходили к прическам «под скобу», «русская».

Девичьи головные уборы были простыми за формой и технологией изготовления. Самыми популярными были уборы в виде венца или обода, сделанные из коры деревья, обшитые тканью и вышиты бисером, жемчугами. Использовали повязки из ткани, парче с вышивкой золотом. Такие уборы дополняли пидниззю из разных жемчуг (рис. 7. 25).

Женские головные уборы северных губерний России имели название «кокошник» (рис. 7. 26).

Делали их профессиональные мастера. Для отделки использовали белый бисер, золотую фольгу, стекло, перламутр, жемчужины. Основой для вышивки были шелк, бархат. Узоры напоминали ветки деревьев, цветы, морозные рисунки на окнах зимой.

Типичным головным убором южных областей России была «сорока» (рис. 7. 27), основными частями которой были твердая основа — кичка и мягкий чехол — сорока со многими деталями. Кички были разнообразными по форме: рогатые, лопатообразные и другие. На затылке крепили бисерную «пидзатильню» (рис. 7. 28). Кички вышивали золотом.

Самым популярным женским украшением были разнообразные сережки: массивные, с жемчугами, украшенные эмалью, узорчасти, металлические, со стеклянными вставками.

На севере популярными стали сережки из перламутра и жемчуг, на юге носили сережки из гусиного пуху, пера, бусин, разноцветных нитей, бисера. Нашейные и нагрудные украшения выполнялись также из бисера, цепочек, жгутов — «гайтаны» (широкие полосы с узорами из крестов, ромбов), «языки», «ком» (ткани с аппликацией).

Обычно волосы заплетали в косы, которые прятали под кичкой или кокошником. На берегах Дона и Хопра жили донские казаки. Казачки любили носить «чикилики» — широкие ленты из красного атласа, украшенные жемчугами, к которым крепили еще сетку из достаточно больших жемчуг. Лента окутывала председателя, а сетка свисала из-под главного

убору, немного прикрывая щеки. Очень красиво выглядели такие украшения с длинными косами. Носили также украшения из жемчуг, которые прикрепляли на одежде к плечам, и они свисали по пояс (рис. 7. 29). Молодые казачки заключали косу на затылке в клубок (рис 7. 30) и прятали в «шличку» — маленькую шапочку из ткани. Сибирь и Север — это историко-этнографическая область России от Уральских гор на западе в Чукотку, Камчатку и остров Сахалина. На севере живут небольшие группы народов, так называемые малые народы Севера.

Самые многочисленные из них ненцы и эвенки, потом чукчи, ханты, манси, коряки и другие. Суровые условия жизни наложили отпечаток на моду этих народов. Поскольку материалы для одежды, украшений, головных уборов предопределенные видом труды, оленеводы носили одежду из шкур оленей, охотники — из шкур животных, на которых охотились, рыбаки делали из костей рыб украшения, гребни, заколки и тому подобное. Прически этих народов были простыми — косы, щепотки, венки из кос. Эти нехитрые прически, как правило, закрывали головными уборами и платками, капорами, круглыми шапками. Украшали одежду здоровенным бисером из костей, фарфора (китайского), из морских мушель. Рисунки вышивали очень четко, отдавали преимущество желтому, зеленому, красному, белому и черному цветам. Эвенки для торжества к вышиванкам добавляли полосы цветной ткани.

Якутки украшали головы высокими меховыми шапками с металлическими украшениями. Они носили нагрудные украшения типа гривны и главные украшения с ниспадающими на грудь и спину цепочками (рис. 7. 31), а также широкие браслеты, массивные сережки. Народы Поволжья живут вдоль реки Волги и в Передуралли — это удмурты, коми, марийцы, мордва, татары, чуваши, башкиры. Каждый из этих народов имеет свою особенную материальную и духовную культуру, однако в результате многих причин они объединились общими чертами в разных сферах, в том числе и моде. Как и у других народов России, женщины покрывали прическу головными уборами. Головные уборы традиционно шили, украшая бисером, металлическими бляшками, серебряными монетами. Украшения из бисера у разных народов отличались формой и цветом. У марийцев головной убор считался символом замужем женщины. Если девушка ходила с непокрытой прической, то женщина обязательно ее закрывала. Головной убор «шурка» делали из бересты, украшали монетами, вышивкой, бусами, бисером, кистями. В XIX ст. «шурка» вышла из моды; ее использовали только в свадебном наряде. Этот головной убор заменили главным полотенцем из очиллям — «слой-хан», конусообразным башлыком — «шимакш» и заимствованной у россиян «сорокой». Такие головные уборы полностью закрывали волосы. Этот недостаток женщины Поволжья заменили украшениями. Например, полный комплект украшений марийской женщины весил к ЗО кг. Украшения крепили к тканям, покрытым металлическими бисерными нашивками, бусами, подвесками из монет и ярких Пуговиц. Блестящие монеты использовали в качестве символ солнца. Кроме того считалось, что звон серебра отгоняет злых духов (рис. 7. 32). Среди материалов для украшений особенно интересными являются подвески из раковин каури, их привозили из тропических стран и за сходство с головой змеи называли «ужовками».

Мордовские женщины, закрывая традиционно волосы, все мастерство вкладывали в дополнение к прическам. Это были высокие головные уборы, которые делали на твердой основе с длинной, свисающей вдоль спины лопастю, украшенной блестящими нашивками.

Спереди головной убор имел один или два рога. Одежду дополняли массивным поясным украшением «пулагаем», что состояла из шумливых подвесок, мушель, бисера, колокольчиков, монет. Все это грохотало, когда женщина шла. Это о мордовских женщинах сказано, что «сначала они слышно, потом они видно». «Пулагай», который весил до 6 кг, называли «поясом стыдливости», потому что без него женщины не должно было выходить на улицу.

Прически татарских девушек состояли из кос и дополнялись шапками, которые напоминали колпак с кистью сверху. Женщины носили покрывала. Для украшений использовали большое количество драгоценностей в виде больших миндалевидных сережек, нагрудных украшений с подвесками, широких браслетов. Использовали серебро, ценный и полудрагоценный камни.

Башкирские женщины покрывали свои прически коралловой сеткой с серебряными подвесками и монетами, с длинной лопастю вдоль спины, вышитой бисером и раковинами каури (рис. 7. 33). Девушки носили шлемовидную шляпку, также покрытую монетами. Молодым женщинам позволялось носить яркие покрывала.

Сила чародея русских народных традиций и народов, которые населяли Россию, очень большая. Орнаменты, цвет, формы освещают тайны и законы народного искусства, красоту и моду. В настоящее время в музеях еще можно увидеть образцы одежды, головных уборов и украшений из разных уголков русской земли.

С древнейших времен русская земля хранит народное искусство, которое отразилось в материальной культуре. Да, талантливо расшита рогатая кичка крестьянок Рязанщины дает воображение об их утонченном вкусе. Пестрые украшения из бус гармонично сочетают с самобытной одеждой.

Золотистый шишак-кокошник, который носили псковитянки, удивляет фантазийным изобретательным плетением.

Не менее интересным и изысканным является свадебный головной убор невесты, что за формой напоминает корону и имеет похожее название «коруна». Это ажурное сооружение украшалось жемчугами и ценными камнями.

Много шитые золотом и жемчугами высокие кокошники из парчи носили еще в первой половишь XIX ст. в Нижнем Новгороде.

Украшая себя изысканными головными уборами, россиянки меньше внимания уделяло оформлению волос и чаще всего ограничивались косами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Будур Н. История костюма. — М.: Олма-Пресе, 2001.

2. Васина Из. Украинская летопись. Наряд. — Т. 1. — К. : Искусство, 2003. 26 с.

3. Золотов Ю. Французский портрет XVIII ст. — М.: Иск, 1968.

4. Иллюстрированная инциклопедия мод/ Под редакторши Л. Кибаловой. Прага: Артия, 1986. — 320 с.

5. Кирсапова Р. Сценический костюм и театральная публика в России XIX ст. - М.: Артист, 2000.

6. Коконова Й., Самсонадзе Н. Женщина и ее платье: Век XX. М.: Инкомбук, 2000. - с. 63.

7. Костюм / Под редакторши Ф. Ф. Комиссаржевского. — СПб. . 1910. — 176 с.

8. Матейко К. М. Украинская народная одежда. — К. : Научная мысль, 1996.

9. Матейко К. М. Украинская народная одежда: Этнографический словарь. — К. : Научная мысль, 1996. — 112 с.

10. Мода и стиль. Современная енциклопедия. — М.: Аваита, 2002.

11. Плаксина 3. Б. и др. История костюма, стили и направления. - М.: 2003.

12. Пономарьжов А. Украинское прошлое. — К. : Лыбидь, 1993.

13. Стамеров К. К. Очерки из истории костюмов. Ч. 1, 2. — К. : Искусство, 1978. — 192 с. 14. Стельмащук Г. Г. Традиционные головные уборы украинцев. — К. : Научная мысль, 1993. — 168 с.

15. Украинское народное искусство: Наряд / Под редакторшу В. Г. Билозуба и др. — К., 1961.

16. Ясиевич В. О стиле и моде. — К. : Искусство, 1968.





Вернуться назад