Празднование нового года у славян

Главная - Культура - Празднование нового года у славян

В ночь из 24 на 25 декабря западная часть христианского света отмечает Рождество христовое. Этот Свят-вечир начинает Рождественские праздники. На Буковине в эти дни традиционно празднуют Рождество католики и протестанты, в частности западные славяне: поляки, чехи и словаки. Их Вигилия - это тот же рождественский Свят-вечир, что и у православных и грекокатоликив. В то же время Рождественские праздники у наших западных соседей имеют свою специфику.

Зимние календарные праздники и обычаи западных славян - сложное переплетение древних языческих основ с более поздними народными традициями и элементами христианской обрядности.

Как и везде в Европи, на западнославянских землях перед принятием христианства был свой календарь с аграрно-животноводческими праздниками. Они распределялись за периодами года, при чем особенно отмечались важные в хозяйственной жизни времена наступления весны, лета, осени, зимы.

Известно, что большая часть верующих у западных славян является католиками, однако среди них случаются и протестанты. Введение христианства столкнуло его сложную обрядность, которая включает адаптированные в классическом мире элементы язычества, с местным языческим календарным циклом. Однако и в этом цикле было много общего с древними обрядами классического мира. Так, например, наибольшая часть календарных и культовых праздников приурочувалая к солнцестоянию. Языческий культ солнца испытал античное влияние, потом сюда наслоились и христианские верования. К зимнему солнцестоянию, к возрождению солнца добавились римские сатурналий, брумалий и христианский праздник рождения Христа. Весенние праздники часто переплетаются во времени с зимними, а зимние начинаются уже осенью. Причины этого - многоразовые изменения времени начала года, весны, осени, зимы. Да, римляне вва- жали началом года 1 марта, потом оно было перенесено на 1 января. Христианство сначала отмечало Новый год 1 марта, потом перенесло его на 25 декабря, во второй половине XVII в. он устанавливается на 1 января.

В период средневековья в быт западных славян вместе с христианством пришло много элементов традиционного фольклора других народов, особенно итальянцев, французов, немцев. Много элементов древней грекоимськой обряовости проникнули в захиднослов'янсьий календарный цикл, очевидно, через Балканы задолго до распространения христианства. Все эти сложные переплетения элементов древнего славянского язычества с пережитками многих обрядов, характерных для греко-римского мира, сложили со временем очень сложную и своеобразную структуру зимнего цикла западнославянских календарных обрядов.

Зимний цикл календарных праздников у поляков, лужичан, чехов и словаков начинается с предрождественского поста, или Адвента, а точнее - из дня св. Андрея (у католиков 30 ноября), когда уже чувствуется дыхание зимы. У лужичан именно день св. Андрея открывает цикл зимних обрядов и праздников. Подобно ним и у поляков, чехов, словаков до кануна этого праздника приурочено много обычаев, магических обрядов, поверьей, хотя началом зимы у этих народов считается день св. Люций (13 груд- ня). Это, очевидно, объясняется влиянием церкви : церковный год почи- нався когда-то и у католиков, и у протестантов из Адвента. В период Адвента обычно заборо- нялися танцы, собрания молоды и всякие развлечения, ребята не ходили на свидание к девушкам, и за всем этим строго бдели общество и церковь. Однако кое-где в Адвента уже ходили ряджени со звездой, водили «козу», «аиста» и даже пели колядки, как и в рождественские дни.

Немало народных обычаев и обрядов приурочивалось ко дню св. Николая (у католиков 6 декабря). В словацких и чешских селах доныне еще на «Микулаша» выступают ряджени в масках коня, медведя, козы, цыгана, врача, трубочиста и др. Вечером ходит Микулаш в длинном кожухе, с корзиной на спине, борода у него из шерсти и льна, на голове баранья шапка, в руках - цеп. Микулаша сопровождает «ангел» в длинной белой рубашке, в конусообразной высокой шапке из картона. С ними ходит и «черт» в кожухе, вивернутому мехом наружу. Через плечо у него переброшенная цепь, на голове рожки из черной бумаги, в руках - колокольчик и метла. Микулаш приносит детям подарки, непослушными же он оставляет розги или метлу. Если же не ожидают Микулаша, то родители и крещенные сами кладут гостинцы детям в ботиночки и выставляют на окно, чтобы их все видели.

Зимние праздники от Рождества до Трех Королей - это Godnie Swieta, Gody (у поляков), Hody, Vianoce (у словаков), Vanoce, Hody (у чехов). В обычаях, которыми отмечал эти праздники народ, одни исследователи видят сочетание двух разных языческих праздников - аграрного и чествование умерших (наподобие Larentalia и Saturnalia в Древнем Риме), другие основой считают культ мертвых, аграрные же элементы - лишь особенным аспектом этого культа. При этом умерших предков считают духами земли - заместителями земледелия. Рождественские праздники начинаются Сочельником. У поляков он называется Wigilia, Wilia, у чехов и словаков Vilia, на юге Словакии Kracun. Чехи и словаки называют рождественский Cвятвечир «щедрым», тогда как у поляков «щодрим» называется Сочельник Нового года.

В рождественский Сочельник можно производить только самые необходимые работы по хозяйству (приготовление еды, корма для скота и тому подобное). Однако есть сведения о том, что у поляков в этот день охотились и ловили рыбу и пытались делать это с успехом, что должно было, по народным приметам, принести удачу в охоте и рыболовстве на весь год. Считалось также, что предусматривает удачу ритуальная кража деревьев из леса, дров, какой-то мелочи в чужом доме и др. И для настоящих воров кража в рождественский Сочельник считалась якобы очень хорошей приметой.

В Сочельник не требовалось давать в долг ни йжу, ни вещи, ни деньги, чтобы не попасть в нищем. А долги годилось до этого дня отдавать. Из этой веры в «магию первого дня» происходят и магические действия. Да, у лужичан, чехов и словаков, по давнему обычаю, на Рождество считают деньги, кладут их на стол, чтобы весь год не переводились. Польские обычаи обязывали в рождественский Сочельник простить все обиды и хранить хорошее настроение. Дети должны были выявлять послушность, иначе их будут часто бить в течение всего года.

Примечали, кто придет первым в дом на Сочельник, то есть будет полазником. Во многих районах Польши, Чехии, Словакии считают, что полазник-чоловик предвещает благополучие всему дому, а полазник-жинка - всевозможная беда и болезни. В других же местах доныне считается, что если женщина (сейчас чаще девочка) первой придет в дом, то в коровы будет телочка, а если мужчина, то бычок. В Польше святвечирний гость должен сразу же сесть и квохтать, чтобы куры по весне скорее заквокали и хорошо высидели цыплят.

У чехов вечером пастух обходил село, трубил, хлопал кнутом. Хозяйки выносили ему сладости и рождественские калачи.

Утром накануне Рождества все домашние умывались, нередко вбрасывая перед этим в воду серебряные монеты, чтобы этим привлечь богатство в дом. Распространенным был обычай умываться или даже купаться вечером в реке, ручье, умываться из источника. Верили, что благодаря этому магическому действу удастся избежать заболеваний, это принесет здоровье и бодрость.

Рождество с самых давних времен посвящалось Богу-творцу. Таким Богом наших предков является Сварог. Именно ему пели молитвы во время зимнего сонцевороту : «Свароже! Ты, что сотворив светло, ты есть Бог света, и Бог Прави, Яви и Нави, — сие потому что имеем их во истину. И есть эта истина наша, что победит темную силу и выведет нас к благу» (Велесовая Книга, доска 15-А). Эти глубинные народные обряды прославления новорожденного Солнца (Дажбога) были созданы еще нашими праарийскими пращурами. Поэтому и находим огромное количество общих мотивов украинской мистерии Рождества Света с древнеиндийскими писнями-славами Ригведы — самого давнего Святого Письма на земле. Именно эту общность происхождения удостоверяют наши украинские космогонические колядки.

Поэтому рождество праздновали задолго до христианства. Древний дохристианский календарь наших далеких предков - славян-язычников был сориентирован, по оценкам большинства исследователей, на годовой цикл солнца, вехами для которого служили дни солнцестояния (сонцевороту) и равноденствия. Самые главные праздники приходились на зимний и летний сонцевороти, которые выражались, соответственно, в кратчайших и самых длинных днях. Зимний сонцеворот, с которым связывали рождение нового солнца, праздновался аж 12 дней. За этим зимним циклом у славян традиционно закрепились два народных названия, которые в некоторых кое-где сосуществуют, : "Святки", которая преобладает на востоке восточнославянского ареала, и "Коляды, Колядки, или Коляда", которую употребляют украинцы, белорусы, большинство южных славян, а также поляки.

Христианская церковь прилагала много усилий, если бы избавиться от «языческих» обрядов, и приурочила до этих дней празднование Рождества, положив начало тем же двовир'я. В процессе своего становления христианская церковь постепенно вытесняла давние праздники. И только в V веке Рождество Крестовое крепко вошло в жизнь христиан. Расхождение в праздновании Рождества западными и восточными церквями вызвана тем, что они пользуются разными календарными системами - григорианским и юлианским. Православная церковь празднует его 7 января (25 декабря за старым стилем), а католическая церковь - 25 декабря за новым стилем.

К "рождественским святок" принадлежит целая плеяда праздников : Коляда (или Свят-вечир), Свято рождение солнца (или Рождество христовое), Свято Богородици, Новый год (Маланки или св. Василия Большого), Крещения (или Богоявление).

Коляда или Свят-вечир называется еще богатой кутьей. К нему тщательным образом готовятся. Накрывается щедрый стол с 12 и больше кушаньями, обязанности из которых - рождественская кутья и взвар.

Следующий за Рождеством день - свято Богородици. Особенно уважали его женщины, поскольку оно связано с Божьей Матерью.

14 января православные и греко-католики опять готовят кутью, потому что вечер этот — Новый год или Праздник Меланки и Василия. Сильно християнизувалося и еще один большой праздник — Крещения, которое получило название Богоявления. Крещения включалае три основных обрядовых действия: Свят-вечир, праздничную богослужбу и освящение воды. Свят-вечир устраивают по завершению поста (его называют еще голодной кутьей или третьей кутьей).

Центральным действием Крещении есть освящение воды. После праздничной богослужби люди шли к пруду или реке (а иногда и к колодцу), где загодя выдалбливалась полынья в виде креста. Священнослужитель окунал у нее креста, после чего вода считалась освященной. Люди набирали ее в сосуды и обрызгивали хозяйственные здания, домашних животных, деревья в садике (гуцулы в таком случае делали из овсяного снопа перевесла, окропляли их свяченой водой и перевязывали каждое дерево). В хрещенську ночь смотрели на небо: звезды блестят - к хорошему урожаю. В хрещенський обрядности явно прослеживается аграрная магия, которая усиливается христианской символикой, : после освящения воды пастыри ходили по обийстях своих верных и рисовали на дверях креста, освящая здания водой. На следующий день (6 или 19 января) Коляду «забивают» стрелами, что служит знаком завершения зимних святок.

Крещение - не менее важно, чем Рождество, свято. Крещение - первое христианское таинство, начало благодатного сочетания человека с Богом. Крещение - наше духовное рождение. Стоит сказать, что исторически этот праздник церкой ввелся даже раньше, чем Ризво (хотя, кажется, когда это христиане могли не праздновать Рождества христового?). Но, оказывается, воскресенье Христа или окрещивание его Святым Духом, что и знаменует собой Крещение, были более важны, чем простое человеческое рождение Иисуса. Но постепенно християська церковь начала присоединять к памяти крещение и память о рождении Спасителя. И 6 января стало двойным праздником рождения, крещения и богоявления Христа. Но за неудобством выполнять разные обряды в то же время, в первой половине IV века, при папе Юлию, праздники разъединили.

Использованная литература:

1. Украинская и зарубежная культура. - К., 2000.

2. Обрядность народов Западной Европы. - К., 1996.