Перукарство в России (ХV - ХVИИИ ст. )

Главная - Культура - Перукарство в России (ХV - ХVИИИ ст. )

Татаро-монгольское нашествие надолго задержало развитие Руси и привело к почти 200-летнему ее отставанию от передовых на то время западноевропейских государств. В XIV - XV ст. на Руси происходил медленный процесс преодоления раздробленности и создания единого русского государства, ее основную территорию представляли земли Владимиро-Суздальська, Новгородская, Муромо-рязанская, а также часть земель княжества Черниговского. Центром объединения русских земель и формирования единого государства в ходе настойчивой борьбы с другими политическими центрами стала Москва. Благодаря объединению и укреплению Руси под властью московского большого князя создались условия для присоединения к Русскому государству захваченных татарами земель. В 1480 году Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Русское государство во главе с Москвой начало быстро развиваться: увеличивалась ее территория, росло военное могущество, укреплялся международный авторитет, возобновлялись и расширялись внешнеполитические, торговые и культурные связки с Востоком и Западом. Вместе с тем усиливалась феодально-крепостническая система эксплуатации трудового народа : завершался процесс закрепощения крестьянства. Новый розкит ремесел стимулировался обогащением царского двора и знати. Важную роль в жизни Московского государства играла православная церковь, которая покорила своему контролю всю духовную жизнь общества. Длительное обособление Руси от других стран содействовало дальнейшему развитию древнерусской культуры полностью самостоятельным, своеобразным путем, а становление русской народности и укрепление Русского государства в ХVИ - ХVИИ ст. закрепили эти отличные особенности русской культуры и быта.

Русская мода очень отличалась от западноевропейской и общим своим видом, и отдельными элементами. Она развивалась полностью самостоятельно и являла собой дальнейшую эволюцию древнерусских костюмов и причесок. Основа мужского костюма — рубашка, порты — шипун, кафтан, ферезея, шуба.

Сохранилось много свидетельств о прическах Московии (вторая половина XV - XVII ст. ) эпохи Русского централизованного государства, когда художественно-материальная культура, которая сформировалась на московских землях, приобрела общероссийское значение. Прически в допетровские времена были достаточно своеобразны и значительно отличались от моды, которая бытовала в Западной Европе.

Уборка председателей у мужчин сводилась преимущественно к полудлинным волосам. Его расчесывали «шапкой» — по сторонам от маковки. Волосы часто подстригали в виде невьющегося чуба во главе. В народе, особенно среди ремесленников, розчесане «шапкой» волос поддерживали туго завязанным вокруг председателя шнуром (рис. 7. 23 а).

Сбоку волос достигало кончиков ушей и прикрывало их совсем или же уши были видно между двумя пасмами. На затылке продолжали традиционно срезать волосы на уровне затылка «под скобу» (рис. 7. 23 6).

Только в конце XVI ст. среди бояр и дворян начинал распространяться восточного происхождения обычай полностью брить головы или стричь волосы вокруг всей головы, оставляя его коротко подстриженным на маковке. Такая прическа, однако, даже среди знати не получила повсеместного распространения: она вызывала осуждение со стороны церкви и большинства правящей царской верхушки, которая придерживалась старых извечных традиций. В конце XVII ст. некоторые бояре носили новую прическу — длинное, розчесане сверху по центральному пробору волос, которые свободно спадали пасмами к плечам.

Борода считалась символом «боголепия» и отчуждение от «латинства». Широкие бороды носили бояре, духовенство.

Отращивание бород и усов смолоду оставалось обязательным вплоть до XVII ст. — до той поры, когда молодежь из знатных кругов начинала иногда брить лицо. В зрелом возрасте борода и усы традиционно сохранились до конца XVII ст. Бритья бороды осуждалось еще острее, чем бритье председателя. Бороды отращивали всегда полными от щек; им предоставляли разнообразных форм: широкие и длинные, короткие, подстриженные «лопаткой» или обострены, оформленные полукругом. Большая широкая борода продолжала бытовать как признак добропорядочности и степенности. Усы так же отращивали полными, спущенными вниз, в бороду. Лишь в конце XVII ст. в придворных кругах знати впервые наблюдались отдельные случаи бритья бороды у людей зрелого возраста. При этом оставались только усы, но уже подстрижены, с более тонкими кончиками, несколько загнутыми кверху. Такая уборка волос на лице сочетала с прической из длинных волос; оно предоставляло лицу сходства с западноевропейскими модами XVII ст.

Придерживаясь древнерусской традиции, в XIV — XVИI ст. мужчины ходили без шапок только дома. Поэтому головной убор был непременным дополнением к прическам. В среде дворян и бояр даже дома носили небольшую ермолку — тафью из шелковой ткани, которая прикрывала верх председателя. Из XVI ст. тафью начали носить и как парадный головной убор на официальных приемах. Для таких случаев ее пышно украшали шитьем из жемчуг и ценных камней. Самым распространенным головным убором был островерхий колпак, который носили все мужчины, — от крестьян к царю. Феодальная верхушка носила шапки еще двух видов : мегерку из узорчастих тканей и меховыми отворотами с разрезом спереди, над которым прикрепляли аграф, кисти из пера или ценные камни и боярскую шапку из меха «стовбурець».