Творчество парикмахеров Древнего Рима

Главная - Культура - Творчество парикмахеров Древнего Рима

Портретные, скульптурные изображения, посмертные маски дают представление о людях, какие жилы в Древнем Риме. В жизни и культуре давних римлян большое значение имели культ тела и парикмахерское искусство. Очень много из парикмахерского искусства римляне позаимствовали у давних греков. Характер причесок был сформирован еще в республиканский период, их форма зависела от социального статуса, места в обществе, благосостоянию владельца. Парикмахеры делали существенный вклад в развитие новых направлений моды, но при этом большого авторитета в обществе иметь не могли. Специальные рабы — «тонсорес» и «кипасис» — выполняли прически горячей завивкой, делали и «мокрое» холодное заключение, стригли особенными серпообразными бритвами. Каждый выполнял свою операцию. В Древнем Риме изобрели специальный валик для поддерживания пасом в женских прическах над челом — «падус».

Самый давний (царский) период римской истории (VИИ — VИ ст. к н. е. ) был переходным от первобытного строя к рабовладельческому. В конце IV ст. к н. е. была провозглашена республика. Завоевание и ограбление больших территорий и жестокая эксплуатация населения провинций, которые присоединялись, преобразовывания побежденных народов у рабов привели к значительному обогащению верхушки господствующего класса — рабовладельцам. Завоевание новых народов и государств совпало с жесткой борьбой между рабами и свободным населением, между патрициями и плебеями. Историю Древнего Рима принято разделять на два периода — Римскую республику и Римскую империю. Расцвет римской античной культуры принадлежит к позднему республиканскому периоду и началу империи. Главными чертами художественного стиля давних римлян были монументальность, парадность, декоративность.

Римские женщины значительное внимание уделяли прическам. Женские прически стремительно изменялись и поражали разнообразием. Некоторые модницы собственный мраморный портрет заказывали с мраморной прической, которую можно было снимать и изменять на другую, самую современную, модную, часто подрисованную. Таким образом, и на склоне лет римлянка имела возможность миловаться образом своей сохраненной в мраморе молодости с прической по последней моде.

В республиканский период их прически напоминали древнегреческие (рис. 1. 36 а, б). Самые частые волосы разделяли на прямой пробор, пасма зачесывали к затылку и заключали в узел. Уши и чело оставляли открытыми.

Одна из причесок имела название «нодус» (чудес черт. 1. 36 в). Она напоминала греческий узел, но имела индивидуальные особенности. Над челом делали небольшой валик, на висках волос закручивали в жгуты в направлении к затылку. Снизу, на затылке, выполняли разнообразной формы валики, узлы, плетения. Часто для оформления причесок использовали «волны» (см. рис. 1. 36 г).

Кроме причесок греческого типа, можно было увидеть также прически геометрической формы, которые напоминали египетские.

В конце республиканского периода прически стали сложнее. Использовали завивку, сложные плетения, валики. Особенно сложными и декоративными были прически в императорский период. Применяли каркасы, большое количество накладных волос, приобрели популярность парика. Для каркасов использовали медный провод, специальные мягкие подкладки, обручи, картон, диадемы (рис. 1. 37 а, бы, в).

В период империи законодателями мод на прически были императоры, их жены, приближенные к ним лица. Особенно прослыл искусством изобретения новых причесок близкий друг императора Нерона — Гай Петроний. Изобретательность парикмахеров отразилась на изготовлении париков из натуральных волос. Парикам пытались предоставить «живого» вида с помощью красок и жирных кремов. Знатные римлянки имели несколько париков, изменяли их многократно на день. Чтобы предоставить волосам золотистого цвета, женщины выдумывали что-нибудь: посыпали волосы золотым порошком, для обесцвечения использовали смеси серы или меди. Кроме белого и золотистого цвета волос, в Древнем Риме популярным было огненно-рыжим с красным оттенком.

Прическа невесты выполнялась из шести кос, заключенных ободком вокруг председателя. К прическе крепили красные ленты, фату желтого цвета или оранжево-красный платок. Со временем прически стали более изысканными, многоярусными, их украшали золотом, жемчугами, драгоценностями. Такие прически делали специальные рабыни — «ортотрикс»; они же выполняли также и другие парикмахерские процедуры.

Особенно необычными, сложными и хорошими были женские прически в период господства императора Нерона. Формы причесок иногда напоминали амфоры, водопады, короны (рис. 1. 38 а, бы, в). В прически вплетали ленты, золотые шнуры и даже полосы тканей. Дополняли их бусинами, брошками, геммами. В поздний период женщины начали закрывать волосы вуалью. /Римлянки увлекались парфюмериями и знали много средств дЛя поддержки и усиления красоты : маски для лица и рук, ванны из фруктовых соков и молока ослицы, мази-кремы, искусственные зубы и накладные брови, всевозможные корсеты («мамиларе») и тому подобное. Женщины сильно белили лицо, шею, грудь, руки, наводили с помощью охры и винных дрожжей румянец на щеках, не особенно проникаясь неестественным видом. Брови и веки подводили сажей; пудру изготовляли из белой хеоськой глины. Большой популярностью пользовалась «диасразмата» — нечто вроде компактной пудры — смесь из бобовой и пшеничной муки. Косметикой пользовались как женщины, так и мужчины, особенно в период империи.