Традиционная культура украинского народа

Главная - Культура - Традиционная культура украинского народа

1. Основные занятия и материальная культура

Украинцы - этнос с давней высокоразвитой земледельческой культурой. Именно это занятие обусловило традиционный быт, материальную культуру, систему основных праздников и обрядов (по сути земледельческий^-земледельческих-календарно-земледельческих), мировоззрение, духовные ценности нашего народа.

Благоприятные климатические условия, плодородные земли объективно оказывали содействие потому, что во всех этнографический^-этнографических-историко-этнографических зонах Украины (кроме Карпат) пахотное земледелие стало основной галуззю хозяйства, оно дополнялось городничеством и садоводством. С земледелием у украинцев было связанное и животноводство. Кроме основного поделочного хозяйства, сохранялись давние вспомогательные занятия - рыболовство, охота, пчеловодство.

Традиционное украинское крестьянское хозяйство было преимущественно натуральным. Семья обеспечивала себя всеми основными продуктами потребления. Преобладающая часть предметов быта также изготовлялась в домашних условиях. Более сложные ремесла и промыслы превращаются в профессиональные занятия (хотя и ремесленники вели приусадебное хозяйство).

В общественной жизни украинского села до конца XIX ст. , как и у других восточнославянских народов, несмотря на развитие капитализма, сохранялось много элементов патриархальных отношений. Значительное место занимала соседская община-“община”. Характерной была традиционная коллективная форма работы - “толока”. Она, как правило, устраивалась в исходные и праздничные дни, на добровольных началах и без оплаты за выполненную работу. Чаще за все участниками “толоки” были соседи, родственнике, кумовья. Таким образом, выполняли разные полевые (пахали, сияли, собирали урожай, заготовляли сено) и домашние работы (копали колодцы, строили жилья и хозяйственные сооружения; заготовляли продукты питания и т.д. ). После выполненной работы накрывался стол, устраивался праздник.

В процессе развития сельской общины возник институт самоуправления. Это прежде всего “общий восток” - общие сборы представителей от всех хозяйств (аналогичные институты были у россиян и белорусов, они сохранялись еще из времен Киевской Движении). Общее собрание избирало старосту села (“войта”), сотських, десятських. Если они не справлялись со своими обязанностями, их переизбирали досрочно. На всех этапах своего существования сельская община (община) осуществляла функции охраны и передачи традиций. Она контролировала все стороны жизни крестьян, следила за сохранением морально-этических и общепринятых правовых норм. Хотя, если сравнивать сельскую общину у украинцев и россиян, то в последних она была мицнишою. В Украине традиционные связи времен Киевской Движении были существенно изменены в период формирования козаччини, особенно в ходе национально-освободительной войны середины XVII ст.

Поселение и жилье. В Украине в зависимости от природно-географических, социально-экономических, исторических условий сформировалось три зоны сельских поселений: северная, центральная и южная. Для северной (Полесье, Волынь) были характерные багатодвирни поселение уличного типа. В центральной зоне (украинская Лесостепь) к XVIII ст. были распространенные свободные и нерегулярные поселения. С развитием капиталистических отношений здесь возникают уличные, радиальные, шнуру и другие виды регулярных поселений, созданных за проектами. В южной зоне, которая охватывает часть Слобожанщины, Таврию, побережье Черного и Азовского морей, застройка велась преимущественно за проектами помещиков или администрации и имела квартальную или гнездовую форму планирования. Кроме багатодвирних поселений повсеместно были распространенные и однодворни - хутора (на территории Запорожской Сечи - так называемые зимовщики).

Крестьянское жилье - хата была глинобитной или зрубною, побеленной изнутри и извне и состояла из двух или трех помещений. Бедняцкая хата была однокамерной. Подлога делали из глины, чотирисхилий крыша крыли соломой, камышом или гонтой. Сам процесс строительства хаты был целым ритуалом, призванным обеспечить благополучие семьи. Большое внимание отводилось выбора места для дома. Его нельзя было строить на перекрестках дорог, на местах погребений. Существовал обычай насыпать на предвиденное место строительства немного зерна. Если следующего утра кучка была потревожена, выбирали другое место. Начинать строительство желательно было только во вторник или четвер.

Интерьер украинского жилья, при наличии местных особенностей в разных этнографический^-этнографических-историко-этнографических районах, был однотипным и далеко не случайным. Многовековой опыт обусловил рациональность и эстетичность внутреннего пространства. Каждая зона в дому имела свое назначение и соответствующую обстановку. При входе в дом, как правило, слева отверстием к фасадной стороне дома располагалась печь - основной элемент планирования, “кормилица, лiкувальниця, нагрiвальниця i розважальниця”. Ее обычно белили и разрисовывали узорами (особенно, если в дому была дочурка на издании). В Восточной Украине чаще всего в росписях встречался “вазон” - стилизованное дерево жизни, или изображение трех ветвей - образ мирового дерева. Выполняя ряд важнейших практических функций, печь при этом была найпотаемнишим и загадочным местом в помещении, языческим центром христианского дома. С ней было связано множество обычаев и поверий. В оскорблении семейного костра печь фигурировала в обряде сватанья, когда засватанная девушка “ковыряла” пальцем побелку печи, словно бы прося защиты. Идя из родного дома, невеста брала с собой несколько угольков из материнской печи. Кусочек печной обмазки клали в рубашку, которой оборачивали новорожденного, защищая его от нечистой силы. А после похорон родственники держались за печь, чтобы не грустить за покойником (или не бояться его). За представлениями крестьян, печь была местом перехода из обычного мира в таинственный. При входинах в новый дом хозяйка на помоле или хлибопичний лопате “переносила” домового, который жил под печью. А чтобы он не исчез, хозяине закрывали печь заслонкой, идя из дома. Крестьяне верили, что через печную трубу отлетают на свои сборища (шабаше) ведьмы, в печи же они готовят колдовское зелье. Беременным женщинам, которые выпекали хлеб, особенно кулича, запрещалось разговаривать, иначе ведьма похитит ребенка. Для защиты породиль от нечистой силы ухват ставили непременно рогами к печи.