Категория «эстетическое»


То есть наиболее общая категория эстетики, которая характеризует специфику всех форм эстетической деятельности, что и отличает их от всех форм человеческой деятельности. Сразу же отметим, что категория эстетическое сформировалась позже, чем все другие, о которых уже шла речь. Мы знаем, что прекрасное - самая давняя эстетическая категория, и долгое время именно она определяла сущность эстетических явлений. Но начиная из середины XVIII ст., когда немецкий философ Баумгартен ввел термин «эстетика» как общий, что объединяет сферу прекрасного и средств его познания и создания, развитие науки дало возможность теоретически обосновать и определить пределы эстетических явлений; они оказались значительно шире сферы прекрасного.

Сущность эстетических явлений, о чем говорилось в предыдущих разделах, удалось выяснить лишь на почве более развитого философского метода диалектики и материализма. Ведь правильное понимание сущности эстетического возможно только тогда, когда человека, ее сущностные силы рассматривать в условиях жизненных обстоятельств, которые их окружают и делают тем, чем они являются в действительности. Кроме того, нужно и понимания мира как живой, чувственной деятельности индивидов - его неотъемлемых составляющих частей и активных преобразователей.

Эстетическое восприятие всегда акцентируется именно на общественную значимость вещи, явления, поступка. В акте эстетического отношения близлежащий мир интересует человека не сам по себе, а в тесной связи с ее деятельностью и содержанием жизни. Именно это дает возможность индивиду в акте чувственного восприятия в то же время и познавать общественную сущность явления, оценивать его с точки зрения того наивысшего интереса, который основывается на всей совокупности общественных характеристик человека. Известный украинский ученый А. С. Канарский в своем учебнике отметил: «Сама по себе вещественная, естественная сторона предмета или явления не представляет содержания феномена чувственного: чисто предметного, естественного отношения человека к окружающему, к природе не существует. Оно всегда отбивает отношение человека к другому человеку, к обществу, к классу людей, в конечном итоге - из-за отношения ее к самой себя. Поэтому и нет такой вещи, которая в действии только одного ощущения определяла бы чувственное состояние человека».

Следовательно, эстетическое отношение к предмету отличается от одностороннего, утилитарно-практического, потому что отбивает меру достигнутого человечеством богатства всесторонности и целостности общественной практики и, соответственно, богатства и всесторонности человеческого отношения к миру. В эстетическом отношении человек, какая свободная от вузькоегойстичного интереса и выгоды, поднимается к бескорыстному, истинно человеческому отношению к предмету. Поэтому эстетическое отношение является в то же время духовным, развивая духовный мир человека. Однако это никоим образом не дает оснований забывать, что духовное отношение вырастает на основе хорошо развитой человеческой чувственности. Будничное сознание по большей части рассматривает чувственное удовольствие как грубое, ограниченное и прямо противоположное духовному. Духовное же понимает в этом уровне мышления как умозрительное, построенное на аскетическом отрицании чувственного удовольствия.

В истории мировой культуры в соответствии с таким воображением создавались два основных стереотипа людей : первые склонны к удовольствиям и в этой связи деградируют духовно, вторые, напротив, свободные от чувственных потребностей аскеты, которые сознательно отказываются от радостей жизни во имя духовного совершенствования. Такое разделение отображает лишь исторически ограниченную возможность для человека гармонично развиваться, не абсолютизируя в ней естественные потребности и общественные качества. Эстетическое развитие общества как раз и является исторической мерой такой замечательной гармонии естественного и социального, когда чувственная потребность человека может быть довольна без обязательного физического обладания предметом. В этом значении эстетическая потребность со свободной от сугубо корыстной, односторонней потребности, которая основывается на какой-то частичной, шаткой основе и не может предопределять целостность человека в каждом частичном отношении ее к миру.

Как видим, процесс всемирно-исторического развития общества совпадает с эстетическим развитием, поскольку предусматривает последовательное движение общества от жесткой необходимости в его деятельности, которая диктуется материальными потребностями, к относительной свободе, где главным заданием является не производство материальных благ как самоцель, а развитие творческих способностей человека во всех сферах жизни, универсальное и гармоничное развитие человеческих сущностных сил. При этом следует помнить, что такая свобода добывается лишь благодаря всестороннему развитию производственных сил общества и самого человека. Таким образом, категория эстетического является определяющим понятием, которое характеризует специфически человеческий чувственный аспект всемирно-исторической практики, которая снимает противоречие свободы и необходимости человеческого труда. В категории эстетическое, как она понимает в современной эстетике, заложены фундаментальные идеи: 1) о диалектическом единстве универсального развития человеческой деятельности и творчества за законами красоты; 2) о взаимосвязи развития производственных сил человечества с развитием богатства человеческой природы как самоцели; 3) о взаимозависимости развития индивида, а следовательно, и его духовного мира от универсального его практического отношения к действительности; 4) об особенностях творческого труда в условиях «царства необходимости» и «царства свободы».

Литература:





Вернуться назад