Искусство Возрождения


На рубеже XIV - XV ст., сначала в Италии, а потом и во всей Европе, сформировались предпосылки для расцвета искусства, которое обратилось к античным традициям, соединенным с новыми духовными и художественными течениями. Такой поворот предопределялся всем комплексом культурно-исторического развивке : развитием товарного производства, торговли, а вместе с ними и городской культуры, образования, науки и тому подобное. В определенной степени искусство Возрождения испытало влияние византийской культуры, с одной стороны, и готической - из второго. Новая культура начала развиваться в тех итальянских городах, которые были посредниками в торговле и контактах между Востоком и Западом, между Византией и Западной Европой. К тому же Италия никогда не теряла окончательно античные традиции римской культуры.

XIII ст. знаменовало собой расцвет средневековой культуры и закладку фундаментов в культуру Возрождения. Через Италию византийская образованность попала в Европу. в 1240 г. в Париже начал действовать университет, одна из ячеек европейской науки и философии. Именно здесь развернул свою деятельность итальянский монах-доминиканец Фома Аквинський, который соединил христианское учение из аристотелизмом, соединив тем же сверхъестественное и земное (реальное), веру и ум. Новая теологическая мысль утверждала автономное существование человека и земной жизни, признавала органическое их единство со сверхъестественным. Следовательно, стали возможными по тому близкие к действительности изображения природы, человека и его окружения.

Следует отметить, что итальянских мастеров конца XIII ст. всегда вдохновляли фрески времени Римской империи, античное искусство вообще. Но их использование, копирование было невозможным, поскольку идейное содержание тех изображений принципиально не укладывалось в тот, который принимался и господствовал. Лишь новое философское мышление, которое соединило душу с телом, пробудило интерес к внутреннему миру человека и формам ее телесного выражения, постепенными попытками сумело соединить глубокую психологически христианского искусства с выразительностью и художественным совершенством изображения человека. Этот процесс длится и поныне. Ученые выделяют в нем несколько характерных периодов: период проторенесансу, в котором выделяется соответственно искусство второй половины XIII в. (дученте), обозначенный ощутимым влиянием византийской школы, и искусство XIV в. (триченте), обозначенный неопровержимым влиянием готики. В самом Ренессансе очерчивается три периода: раннее возрождение (кватроченте) первой половины XV ст., высокое возрождение (вторая половина XV - начало XVI ст. ) и поздний, или модифицирован, Ренессанс (XVI ст. ).

Новые художественные идеи чувствительнее всего начали проявляться во фресковых рисунках. Во второй половине XIII ст. Рим жил богатой художественной жизнью, отстраивались или перестраивались храмы, упорядочивались их интерьеры, прежде всего с помощью фресковой живописи. Именно здесь, в Риме, работали такие мастера, как П'етро Каваллини, Якобо Торрити, Чимабуе, Филиппо Русути, творчество которых отмечалось новаторскими элементами. :

На рубеже XIII - XIV ст. заявил о себе и Данте Алиг'ери - этот последний поэт средневековья и в то же время первый певец новой эпохи. Ученые считают, что на творчестве Данте ощутимо отразилась французская поэзия трубадуров, так же, как она оказала значительное влияние и на Петрарку, который получил образование во Франции и несколько лет провел при неаполитанском королевском дворе, захваченном французской Анжуйською династией. Не меньшей мерой отразилась поэзия трубадуров и на творчестве Боккаччо.

Наиболее известными мастерами последнего периода проторенесансу были Джотто и Дуччо. Джотто, несомненно, признается самой значительной фигурой, которая отошла от средневековой недвижимости и воскресила пространственное восприятие эллинистического искусства. Новая его концепция строится на двух главных художественных принципах - перспективной передаче трехмерного пространства и на объемной трактовке пластичной фигуры. Джотто впервые создал живописную систему, которая основывается на взаимодействии частей в произведении (это побуждает к «живописному» мышлению), он дал современникам удивительно ясную и четкую монументальную форму, пластичность которой создается цветом.

Искусство раннего Возрождения представлено несколькими художественными школами: флорентийской - Мазаччо, Донателло, Брунеллески; венецианской - Джованни Беллини; умбрийською - Пьеро делла Франческа. Почвой основной тенденции развития перспективы и трехмерного, рельефного изображения человеческого тела было то, что живопись, скульптура и архитектура стали самостоятельными искусствами, отделившись от архитектуры, с которой раньше представляли единое целое. Появление станкового, то есть самостоятельной живописи связывают с распространением традиции иметь дома алтар-складень. Высокий Ренессанс значительно углубил и психологизировал отображение человека. Достичь этого художникам удавалось за счет освоения перспективы, свитотини и богатств колорита. Большого значения мастера предоставляли изучению анатомии человека, без знания которого считалось невозможным добиться успеха в живописи или скульптуре. И главное, сами художники, а также современники, что их окружали, были значительными и творческими личностями. Общий гуманистический характер эпохи Возрождения не мог не позвать к жизни высокий пафос в изображении человека. Именно гуманистический взгляд на человека в сочетании с высоким мастерством делали произведения художников этой эпохи (Ботичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Браманте, Джорджоне, Тициан, Палладио) непревзойденной казной мировой культуры. "





Вернуться назад