Становления эстетики как самостоятельной науки


ЭСТЕТИКА (от греческого aisthetikos - чувственный), философская дисциплина, которая изучает область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественной), как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность.

Как особенная дисциплина формируется в 18 в. в А. Баумгартена, который ввел самый термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" - низшей теории познания, которое дополняет логику.

В И. Канта эстетика - наука о "правилах чувственности вообще". Рядом с этим в немецкой классической эстетике 18 - началу 19 в. развивается понимание эстетики как философии искусства, которое закрепляется в Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетического мнения древности, средневековья и в значительной степени нового времени является проблема прекрасного.

Заданием и содержанием науки эстетики является исследование большого круга проблем современной эстетики - от анализа сущности искусства, эстетики повседневности к эстетике космических процессов - как в историческом, так и в актуальном для современности аспектах. Исследование проблем проводится на основе исследования мирового опыта изучения сущности эстетических явлений с использованием всех известных современной философии методов его анализа. Объектами специальности являются эстетически значимые для современных людей результаты всех видов деятельности и способов жизнедеятельности человека. Особенное значение эстетических результатов всех видов деятельности человека является основным средством духовного возрождения современного человечества. Предметом эстетических исследований является анализ особенностей разных видов искусства в процессе их исторического развития и в современных условиях, а также роли искусства в современном обществе.

Область исследования современной эстетики как науки :

-Предмет эстетика и сфера ее интересов, ее функции и место в процессах культурного развития индивида, личности и общества.

-История возникновения и развития эстетических учеб, направления, плини и школы в эстетике.

-Методи естетического исследования. Эстетика как система законов, категорий и понятий. История становления эстетических категорий.

-Естетичне отношение человека к действительности: эстетическое познание мира человеком и эстетическое содержание всех видов деятельности и способов жизнедеятельности человека.

-Естетика природы и проблемы гармонизации всех взаимодействий человека с миром; эстетика и экология.

-Естетика среды проживания человека и способов ее создания.

-Дизайн как вид эстетического творчества.

-Технична эстетика.

-Аксиологические проблемы эстетики.

-Естетика как философия искусства.

-Види искусства.

-Синтез искусств.

-естетични проблемы художественной критики.

-Естетична сознание и его проблемы.

-Естетични проблемы всех видов человеческой деятельности и способов жизнедеятельности.

-Естетичне и художественное творчество.

-Естетична и художественная культура.

-Социология искусства.

-Социальни функции искусства.

-Народне, массовое и элитарное искусство.

-Естетичне воспитание и его проблемы.

-Естетичне образование.

-Всебичний и гармоническое развитие личности - высший естетический идеал человечества.

-Мисце эстетика и искусства в культурных и цивилизационных процессах.

-История эстетических отношений.

-Естетика и литературная критика.

-Естетични аспекты истории искусства.

Главными элементами эстетики как науки есть эстетические категории (от греческого - вылов, примета) - наиболее общие и фундаментальные понятия, которые отображают, общие свойства и отношения явлений действительности и познания.

В качестве основных эстетических категорий выступают прекрасное и уродливое, визвишене и низкое, драматизм, трагическое и комичное, героическое и тому подобное.

Категории эстетики раскрываются как своеобразное проявление эстетического освоения мира в каждой из областей общественного бытия, человеческой жизни - в производственно-трудовой и общественно-политической деятельности, в отношении к природе, в культуре и быту и тому подобное.

В определении категорий эстетики присутствующая как объективная, так и субъективная сторона эстетического освоения. Если к объективной можно отнести научное мышление, которое опирается на общие логические законы и формы мышления, то субъективная сторона - это эстетические ощущения, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы.

Эстетические категории выступают в качестве своеобразных мерил, согласно которых можно делать оценку прекрасного. Еще сызвека большие мыслители брались разрабатывать основные эстетические категории. Искали формулировки, которые бы давали возможность более четко определить, что такое прекрасное, которые есть качественные и количественные формы его проявления, которое выступает в качестве антипода прекрасному, высокому.

Чтобы определить, прекрасно что-то или нет, мы соотносим представление не с объектом с помощью ума ради узнавания, а с субъектом и его чувством или удовлетворение недовольства с помощью воображения. Суждения вкуса потому нет познавательное суждение: стало быть, оно не логическое, а эстетическое суждение, под которым имеется в виду то суждение, которое определяет примету, которая может быть только субъективной. Каждый повинный согласиться с тем, что то суждение о красоте, к которому примешивается наименьший интерес, очень страстно и нет чистого суждения вкуса.

Сложность разработки основных категорий эстетики заключается именно в том, что субъективность нередко противоречит объективности.

Суждение о предмете удовольствия может быть совсем незаинтересованным и в то же время очень интересным, то есть, оно не основывается на интересе, но возбуждает интерес: такие все чистые моральные суждения, но суждения вкуса сами по себе вовсе не обосновывают какого-либо интереса. Невзирая, однако, на все это расхождение между приятным и хорошим /первое то, которое нравится внешним чувством в ощущении, второе то, которое нравится с помощью ума через одно лишь понятие/ они сходятся в том, что всегда связаны с заинтересованностью в своем предмете.

Суждение вкуса, очищенное от утилитарности, является созерцательным суждением, то есть, будучи безразличным к существованию предмета, лишь связывает его свойству с чувством удовольствия и недовольства.

Если прекрасное вызывает в человеке чувство или удовлетворение недовольства, то возвышенное вызывает в человеке идею о возвышенному Кант пишет: "Отсюда выплывает, что возвышенное надо искать не в вещах природы, а исключительно в наших идеях. В каких же идеях оно заключено - решение этого вопроса надо предоставить дедукции".

Домогательство эстетического суждения на загальзначимисть для каждого субъекта, как суждение, что должно основываться на каком-либо априорном принципе /Априорные принципы -/вид латинского priori из предыдущего/ - понятие логики и теории познания, которое характеризует знание, которое предшествует опыту. В Философии И. Канта априорное знание - условие опытного знания, которое добавляет ему оформленный, общий и необходимый характер.

Хотя суждение вкуса претендует на общий характер, оно по природе субъективно. Это очень хорошо прослеживается на "критику". "Критика" создает определенный кодекс правил, которыми должны руководствоваться люди в оценке прекрасного, эти правила они базируют на логических рассуждениях-понятиях, создавая тем же целую науку о прекрасном, выдавая эти правила за объективные. Хотя они и основывают эти правила на личных суждениях о прекрасном, но сам-те главное в том, что и эти правила не могут ста эталоном в оценке прекрасного индивидуумом, потому что он сам выходит в этой оценке из своих розуминь, вернее, от рефлексии субъекта. "Таким образом, хотя критика, как говорит Кант, может философствовать более правдоподобно, чем повара, все-таки судьба и тех и других одинаковая".

Хотя суждение вкуса не базируется на логических понятиях, но имеет с ним одну общую черту - домогательство на всеобщность, но поскольку вкус опирается не на понятие, а на чувство - свободное воображение субъекта, то и суждение вкуса будет субъективной всеобщностью, это можно объяснить тем, что мы вправе допускать, что у каждого человека те же субъективные условия способности суждения, какие мы находим в самом себе.

Если суждение, как реальное восприятие, соотнести с познанием, то оно называется чувственным ощущением. Ощущение от продукта природы /цветка/ можно назвать удовольствием наслаждения, удовольствия же от какого-либо поступка, в силу его моральных свойств, есть удовлетворение не наслаждения, а самой зажиточности и соответствия ее с идеей нашего назначения, чувства при этом имеет моральный характер. Удовольствие от возвышенного в природе требует собственного зверхчуттевого назначения и оно имеет моральную основу. Только удовольствие от прекрасного не содержит в себе ни моральных законов, ни элемента созерцания, не носит даже морального характера, оно в первую очередь удовлетворение одной лишь рефлексии. Личные чувства принимают общий характер потому, что мы в своих суждениях считаемся не столько с действительными, скольких с возможными суждениями других, ставя себя на место каждого. Здесь три момента:

1. Иметь собственное суждение, то есть, мысль, свободное от всяческих суеверий, эта способность зависит от ума индивида;

2. Мыслью ставить себя на место каждого другого, способность широкого направления мыслей, то есть, способность сопоставлять свои эмпирические наблюдения с общей точкой зрения. Это и есть способность суждения;

3. Всегда мыслить в согласии с собой, способность мыслить последовательно, это происходит благодаря соединению двух первых моментов. Способность последовательного мышления должна перецти в навык, этим заведует ум. Конечно, суждение вкуса не сводится к пониманию данной формулы, это может служить лишь наглядным теоретическим оправданиям этого чувства, в действительности это все происходит намного сложнее и багатообразнише, но, как пишет Кант, эстетическое суждение вкуса возникает лишь тогда, "когда воображение в своей воле будит ум, а ум без /посредничества/ понятий добавляет игре воображения правильность, представление сообщается другим не как мысль, а как внутреннее чувство целесообразного состояния души". Прекрасное есть символ морально доброго: и только принимая это во внимание, она и не нравится с домогательством на согласие каждого другого, причем душу осознает и некоторое облагораживание и возвышение над восприимчивостью к удовольствию от чувственных впечатлений и судит по такой же максимальной мерке своей способности суждение о достоинстве других. Прекрасное нравится непосредственно, без всякого интереса, допускает полную волю воображения, субъективный принцип суждения о прекрасном становится общим.

Прекрасное - категория эстетики, в которой находят отображение и оценку явления действительности и произведений искусства, которые дают человеку ощущения эстетического наслаждения, которые воплощают в предметно-чувственной форме свободу и полноту творческих и познавательных сил и способностей человека во всех областях общественной жизни, : трудовой, социально-политической, духовной и др. Прекрасное - основная позитивная форма эстетического освоения действительности. В ней находит свое непосредственное отображение эстетический идеал.

Возвишене - эстетическая категория, которая выражает сущность явлений, событий, процессов, которые владеют большой общественной значимостью, что влияют на жизнь человека, на судьбе человечества. События и явления, которые оцениваются как возвишени, эстетически воспринимаются человеком как противостоящее всему заземленному, примитивному, будничному. Возвишене вызывает у человека особенные ощущения и переживание, которое поднимает его над всем примитивным, ведет человека на борьбу за высокие идеи. Возвишене тесно связано с прекрасным, также выступая в качестве воплощения эстетического идеала.

Эстетические категории выступают в качестве своеобразного мерила человеческих чувств, движений души. Конечно, они являются относительными определениями, поскольку ощущения прекрасного в каждого из нас так или иначе отличается. Они разрабатываются на основе построения логических определений, которые включают у себя самые главные признаки и черты того, которое подпадает под эстетическую категорию. Правда, эстетические категории скорее послуговують для научного познания прекрасного, чем основой для ощущения прекрасного человеком. Даже не зная конкретных определений прекрасного, героического или примитивного, мы все же беремся что-то оценивать, переживать, признавать, насколько оно совпадает с нашими ценностными ориентирами, близкое к идеалу прекрасному и высокому.

Следовательно, эстетика как самостоятельная наука создается уже не в античной Греции, а в Германии эпохи Образования. Творец эстетики как особенной науки - Александр Готлиб Баумгартен (1714-1762). Баумгартен понимал под эстетикой чувственное познание мира, который противопоставлял познанию умственному и практический (эстетика, логика, этика). Эстетика А. Г. Баумгартена стала первой наукой о прекрасному, что объявила себя самостоятельной дисциплиной в составе философии. Она непосредственно предшествует эстетике в составе немецкой классической философии, родоначальником которой становится уже И. Кант (1724-1804).

Эстетика - направление философии, которая смыкается с искусствоведением. Разница между эстетикой и философией заключается в том, что целостное восприятие мира эстетика мыслит в понятиях : прекрасное, уродливое в который всегда предметно воплощенные пропорции, созвучия цветов, тонов, фактур и др. составные предметного дизайна. От искусствоведения эстетика отличается тем, которое не ставит себе целью изучения отдельных эстетических объектов. Предмет эстетики - мир эстетических объектов в целом включая у себя и человека.

Список использованной литературы

1. Философский словарь. - М., 1998.

2. Загоривська Г. М. и др. Эстетика: учебник для Вузов. - К., 2000.

3. Машкевич С. И. Прекрасное и научное мышление. // Образование. - 1999. - №3.

4. Лосев А. Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики к возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. Вып. 6. М., - 1989.

5. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т. 1-4. М., 1985-1987.





Вернуться назад