Эстетическое сознание и эстетическое чувство


Эстетическая деятельность общественного субъекта, который развивался в течение значительного исторического периода, создает определенный комплекс чувств, представлений, взглядов, идей, какие мы называем эстетическим сознанием. Эта своеобразная абстракция является в первую очередь особенным духовным образованием, которое характеризует эстетическое отношение человека или общества к действительности. Эстетическое сознание - продукт значительного исторического развития общества, она существует как форма общественного сознания, которое воссоздает уровень эстетического освоения мира. Существует она также и как особиста, индивидуальная характеристика отдельного человека.

Эстетическое сознание общества, как и отдельной личности, формируется только на основе эстетической практики в ее разнообразных формах, о которых шла речь в предыдущем разделе. Многогранность эстетической практики общества или лица порождает и соответствующую многогранность эстетического сознания, структура которой достаточно сложна. В определенной степени она является детищем, а следовательно, подобием главных исторических факторов ее создания. Рассмотрим самые существенные элементы эстетического сознания, а именно: эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал и эстетическую теорию. Что же касается искусства, которое существует и как форма эстетической деятельности, и как форма эстетического сознания, то о нем идет речь в отдельном разделе. Следовательно, остановимся на последовательной характеристике элементов эстетического сознания.

Чувство и эмоции, которые переживает человек в процессе своего существования в мире, многочисленны и разнообразны по характеру, структуре и психологическому механизму их протекания. Одни из них - голод, холод, страх, осторожность - близкие к животным, другие считаются специфически человеческими и детерминируются соответственно общественными и культурными причинами. Эстетическое чувство принадлежит как раз к последним и является одним из самых сложных видов духовного переживания, самым благородным из чувств человека. Следует, однако, отметить, что оно не является урожденным, присущим человеку с первых дней жизни. Как показывают научные опыты, эстетическое чувство зарождается у ребенка достаточно поздно или не зарождается совсем, если ребенок при каких-то обстоятельствах растет вне человеческого окружения.

Эстетическое чувство, как чувство духовное и идеальное, появляется при условиях относительной свободы человека от практических потребностей. И это понятно. Ведь способности эстетического восприятия увеличиваются в связи с развитием общих способностей и возможностей человека, которые, в свою очередь, зависят от общего социально-экономического и духовного уровня развития общества и человечества в целом. При этом эстетическое чувство, как богатство человеческой чувственности и духовности, возникает и развивается под воздействием разнообразных форм практической деятельности, в которых человек утверждает себя не только как существо, которое требует определенных материальных условий для существования, но и как существо, что свободная и способная творить вне таких потребностей. То есть сфера чувств формируется у человека как сфера не только практической, но и духовной связи с окружающим миром.

Зрение, как известно, свойственный почти всем видам высших животных, но глазом, который умеет наслаждаться красотой предметов, владеет лишь человек. Орган слуха также свойствен многим животным, однако музыкальный слух есть только у человека. Образования внешних чувств, которые обеспечивают приспособление живых существ к окружающей среде, это следствие долговременной биологической эволюции мира, а возникновение и развитие эстетических духовных чувств - результат всей социальной истории человечества. В соответствии с разнообразными формами деятельности и общения рождаются и развиваются у человека музыкально чувствительное ухо, восприимчивый к красоте глаз - то есть чувства-способности к человеческому наслаждению миром. Активное восприятие близлежащего мира через формы человеческой чувственности не является способностью, которая заложена у нас природой (в отличие от самих органов чувств), а является продуктом культурно-историческим. Формы созерцания и представления никоим образом не задаются анатомо-физиологическими особенностями органов восприятия. Они возникают и развиваются в зависимости от форм деятельности человека и разнообразности их. Следует при этом помнить, что органы чувств функционируют в тесной связи между собой, всей нервной системой и мозгом. Следовательно, хоть эстетическое чувство и не опосредствует рациональным мышлением, однако оно тоже является интеллектуальным процессом, который осуществляется человеком как целостным субъектом. Это дает право назвать человеческие чувства теоретическими, интеллектуальными в отличие от чувств животного, которые действуют как рефлекторные, - в ответ на внешнее раздражение. Развитие человеческого чувства тесно связано с развитием интеллекта человека как в филогенезе, так и в онтогенезе. Поскольку человеческие чувства опосредствовали не только взаимодействие человека с явлениями природы, но и трудовой процесс, то это, в свою очередь, побуждало совершенствование интеллектуальных способностей, развитие мозга. Известный советский философ Е. В. Ильенков так описывает этот процесс: «Собственная форма» (физиологичная форма) органов восприятия человека подобна «форме воска» именно в том отношении, что в ней структурно физиологически не «закодирована» загодя (априори) ни одна из форм их деятельного функционирования. Структурно они приспособлены эволюцией именно до того, если бы воспринимать форму любого предмета согласовывать свою деятельность с любой предметной формой. «Формы созерцания», как и «формы мышления»,- пишет он дальше, - ни в коем случае не наслидуються физиологически, то есть вместе с анатомией органов мышления и восприятия. Они каждый раз воссоздаются в индивидууме путем упражнений этих органов и наслидуються особенным путем - через формы тех предметов, которые созданы человеком для человека, через формы и организацию предметно-человеческого мира. Культура, созданная трудом человека, является материальным носителем форм мышления и форм созерцания, из-за чего они передаются от одного поколения ко второму«.





Вернуться назад