Способ бытия искусства


В предыдущих разделах рассмотрено искусство, определяющим свойством которого является самоутверждение содержательной целостности и формы, художественно-образное выражение реальных предпосылок и целеустремленной деятельности художника. Искусство - сложная, эстетически преобразованная знаковая система. Если в этом случае акцент был сделан на момент связи произведения искусства из его дохудожньою предметной основой, на момент синтеза условного и безусловного, на поднесении единичного к общему в искусстве, что и определяет особенности его онтологизму, то следующее задание будет заключаться в познании того, каким образом происходит реализация искусством своих потенциальных возможностей. Последние предопределены многоотраслевой жизнедеятельностью человека. Понятно, что конечная цель художественно-производительного акта которым завершается рождение образа и произведения искусства - это лишь начало его самодвижения в культуре и человеческому життетворенни.

Необходимо предварительно заметить, что связь искусства со всей ансамблевистю и структурой человеческой жизнедеятельности не уступает своей сложностью и многоуровневым соотношением внутренний глибинности самого строения и структуры произведения В отношении с миром как миром человека искусство становится аналогом его. Лишь за своей предметно-знаковой онтологией оно остается, как и любое другое дело. завершенным и замкнутым в себе. В реальном же своем процессе самого проявления искусство включается в самые разнообразные стихии своим присутствием в человеческой жизнедеятельности.

Трудно назвать ту сферу общественной или индивидуальной жизни человека, к которому прямо или опосредствовано не причастным было бы искусство Универсализм предопределяет и способ бытия его, начиная с того, что оно остается в самом же человеке, существует в ней не только как черта талант, но и как живое восприятие бытия его У австрийского писателя Роберта Музиля есть по этому поводу высказывание. «Что остается от искусства? Мы остаемся».

Что же касается глобального, самого широкого понимания искусства, то необходимо констатировать, что оно с неопровержимой очевидностью включено в общий исторический процесс человеческой деятельности - труд, производство, социальные отношения, духовную сферу, от которых в значительной степени зависит и на которые в то же время влияет. Характерной чертой взаимосвязи искусства и всей деятельной сферы является неотступная сменяемость общей картины художественной жизни в зависимости от тех или других исторических фаз развития общества. Изменение мировоззрения, стиля мышления, а следовательно и изменение деятельности в познании, изменяет тип художественного мышления и эстетического свитовидношення. Хоть искусство и владеет собственным способом реагирования на все изменения, которые происходят в общественных и естественных структурах, а также в психологии мировосприятия, однако оно не может быть настолько отделенным от общих изменений, революционных превращений в реальной жизни, чтобы полностью претендовать на собственное самоопределение и подвижное. Искусство историческое как в своем возникновении, становлении, так и соответствия с определенными цивилизационными ситуациями.

Произведения искусства, предвиденная в них содержательная и внешне-чувственная структура начинают жить своей настоящей, полнокровной жизнью, когда вступают в деятельное взаимодействие со временем, историей, общественными и личными интересами человека. Потенциальная духовная ценность искусства вступает в силу вместе с включением его в культурно-исторический контекст и пространство. Следовательно, способ бытия искусства не ограничивается его фактическим присутствием, выраженным в той или другой материально-знаковой форме. Искусство - процесс полного развертывания его функций в разносторонних связках и взаимообусловленности, единству с жизнедеятельными общественными структурами. Будучи порожденным соответствующими типами человеческой жизнедеятельности, искусство в то же время становится ее продолжением и фактором. А как инструмент и способ выражения человеческого духа оно за самим своим призванием не может оставаться в стороне от всех радостей и забот жизни, драматизма его противоречий. Влияя на действительность своим вмешательством в повседневность, искусство не изолируется, а именно становится зависимым от необратимых изменений, социальных страстей и движений. В деятельном способе бытия, сложной своей консистенции выражения человеческого духа искусство подвластно постоянным изменениям и в то же время хранит свою константу. Имеется в виду здесь не отдельное какое-то произведение, его содержательная и структурная константа, о чем шла речь в предыдущих разделах, а уникальное свойство искусства обновлять себя и актуализироваться в каждой следующей исторической среде и вместе с тем переносить духовные ценности из отдаленного прошлого в текущее время, сосуществовать с новыми художественными достижениями и потребностями общества. Эту особенность, то есть возможность исторических перенесений вневременного бытия искусства в сравнении со всеми другими проявлениями жизни и культуры, кое-кто из искусствоведов называет парадоксальной. Однако парадоксальность это или вечность нетленных духовных ценностей? Ведь меняется жизнь и даже сама природа, изменяются формы труда и бытия, меняются поколение и черты цивилизации, а искусство приходит из прошлого в своей первозданности и открытиями граней и опять, как и раньше, а возможно еще с большей силой активизируется в эстетическом сознании и життетворенни. Уравняться в этом с искусством не может ничего, за исключением, разве что, слова, способного аккумулировать в себе и пронести в памяти как средство интеллекта и общения весь опыт человечества. Следовательно, искусство во всех его ипостасях и проявлениях - это также слово, семантика и язык, что представляют правични и новые ценности в сохранении моральных и творческих стремлений общечеловеческого в человеке.





Вернуться назад