Взаимодействие и взаимопонимание в контексте этики и культуры делового общения

Главная - Культура - Взаимодействие и взаимопонимание в контексте этики и культуры делового общения

Определение взаимодействия

Нередко можно наблюдать, как во время встречи между людьми не устанавливается контакт, из-за чего их беседа не имеет положительного продолжения, хотя на обсуждение проблемы было израсходовано много времени. Чему это так? Потому, что между ними не состоялось взаимодействие.

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредствованного влияния субъектов одно на один, который порождает причинную обусловленность их действий и взаимосвязь. Этот процесс нуждается в активности и взаимной направленности действий тех людей, которые берут в нем участие.

Если каждый участник выступает как личность, а не как объект, взаимодействие может состояться на высоком уровне моральной культуры общения. Личность, общаясь, надеется, что ее выслушают, поймут, откликнутся на ее чувство, дадут ответ на вопрос. Для этого нужны определенные коммуникативные, желательно гуманистические, установки относительно других людей. Без таких установок соответствующей мотивации взаимодействия в общении может и не состояться.

Существует много видов взаимодействия, а потому й несколько их классификаций. Одна из известнейших - низменность на кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (соперничество).

Известная классификация, где основой является количество субъектов, которые общаются. Если субъектов двое, то это взаимодействие парное (в диади). Если субъектов много, то они могут взаимодействовать в группе (групповое взаимодействие), между группами (мижгрупова взаимодействие) или субъект может действовать с группой (субъекно-групповое взаимодействие). Этим субъектом может быть лидер или любой член группы.

Общая деятельность и влияние на нее этических норм и правил

Общая деятельность субъекта с группой есть тем важным фактором, который нередко определяет эффективность взаимодействия, а итак, и культуру общения. Поэтому, желая достичь положительного результата в сотрудничестве с другими, важно продумать прежде всего вопроса его организации.

Общая деятельность в социальной психологии - это организованная система активности индивидов, которые целеустремленно взаимодействуют с целью создания объектов материальной и духовной культуры. Такая деятельность невозможная без контактов между людьми и обмена информацией, мыслями, оценками, чувствами и т.п., ее важной чертой является общая цель и предусмотрения результата, который отвечал бы общим интересам и оказывал содействие реализации нужд каждого из индивидов, которые начинают взаимодействовать. При этом важно спланировать и учесть "задел" каждого в конечный результат.

Наши исследования свидетельствуют, что не каждая диада и не каждая группа готу к общей деятельности, к диалогу. Эта готовность имеет три компонента - мотивационный, содержательный и операционный. Во-первых, у людей может не возникнуть желания совместно работать, думать или, скажем, создавать что-то материальное или духовное. Во-вторых, они не знают, как вместе работать и общаться, используя диалог: оба хотят выполнять одну и одну и ту же часть работы, каждый хочет, чтобы деятельность происходила именно за его программой, соответственно его видению ситуации и т.ин. И, в-третьих, их знания, которые нужны в конкретной ситуации, заметно различаются как качественно, так и количественно. Поэтому к общей деятельности надо готовиться. И если группа имеет лидера, то он имеет это учитывать.

Готовность к общей деятельности в разных группах разная. Одни могут быть готовыми мотивационное и не готовыми операционное. Другие имеют операционную и содержательную готовность, но не хотят объединяться в группу для достижения общей цели, хотят работать индивидуально или в другой группе. Поэтому в каждом частном случае надо решать, готовые ли члены группы к общей деятельности, и соответственно этому добирать методы работы. В менеджменте, например, считается, если группа плохо справляется с общей работой, то в этом виновный руководитель, так как он не подготовил ее к этому, не смог направить действия каждого и всех разом.

Вообще, общая деятельность лидера и всей группы - необходимое условие для установления взаимопонимания, формирование сплоченности группы и развития ее членов. Наши исследования показали, что это высочайший уровень взаимодействия. Но желательно, чтобы этому предшествовало установление взаимодействия в подгруппах, сначала как условно общей деятельности ее членов. Именно тогда они овладевают необходимыми действиями и содержанием, в частности продуктивным диалогом. Это будто стартовая ступенька для подъема к общей деятельности лидера со всей группой.