Компоненты Украинского костюма XIX — начала XX ст. Материал и его роль в формировании одежды

Главная - Культура - Компоненты Украинского костюма XIX — начала XX ст. Материал и его роль в формировании одежды

Как мы уже хорошо знаем из предыдущих разделов, для изготовления народного наряда использовались материалы как домашнего, так и фабричного производства.

Сырьем для материалов традиционной одежды украинцев, как и всех восточнославянских народов, почти до XX ст. были растительное волокно, шерсть, шкуры животных (с мехом и без него), в незначительном количестве — стебли и кора растений, дерево, метали. Решающую роль в выборе сырья, особенно в докапиталистический период, играли естественную среду и связанный с ним характер производственной деятельности.

В районах, где выращивались лубовые культуры (конопля, лен), для ткачества использовали растительное волокно. Лен культивировали преимущественно на Украинском Полесье и в западных областях, конопля — на Полтавщине и черниговщине. Эти культуры собирали почти на каждом крестьянском огороде. Сырьем животного происхождения была шерсть, в основном овечья. Из растительного волокна и из шерсти получали прядево, из которого или сразу же ткали (реже вязали или плели) отдельные элементы одежды, или же сначала изготовляли ткань, из которой потом шили одежду. Специально обработанное овечий мех использовали для зимней одежды и мужских шапок, а шкуру домашних животных — для обуви. Дерево, лыко, войлок уживались гораздо меньше. Из лыка плели обувь. Из стеблей растений и войлока делали мужские головные уборы. В отдельных районах Закарпатья из дерева мастерили обувь. В Прикарпатье и Карпатах металлы использовали для разнообразных украшений.

Особенно распространенной техникой изготовления материалов для одежды было домашнее ткачество. Самодельные ткани — основной материал крестьянского наряда на значительной территории Украины XIX — начале XX ст., яркий показатель уровня материальной культуры населения. Развитие ткачества предопределялось многими социально-экономическими факторами, бытовыми, хозяйственными потребностями, а также наличием необходимого сырья.

Ткачество существовало на восточнославянских землях из самых давних времен. Уже достопримечательности трипольской культуры, археологические находки скифо-сарматського периода (керамические и свинцовые пряслиця, грузила для ткацкого станка, костяные, бронзовые и железные иглы, шила, медные вязальные крючки, а также отпечатки тканевого плетива) свидетельствуют об обладании основными видами техники ткачества, о богатом ассортименте текстильного сырья. Это нашло продолжение и развитие и в следующие эпохи.

В древнерусском государстве ткачество было одним из самых распространенных традиционных занятий. Лляне, конопляное, а также шерстяное прядево наши предки использовали для изготовления тканей очень активно. «Полотно», «сукно», «шерсть», «ткачества» — все это давние загальнослов'янськи сроки.

Высокого уровня достигло ткачество и в более поздние времена. Это стало возможным благодаря разделению труда и специализации, что заложило основу возникновения ремесел, цехов, мануфактур (XVII — XVIII ст. ), а в дальнейшем и фабричного производства (вторая половина XIX ст. ). Такой путь был прогрессивным: ткачество направлялось на изготовление массовой продукции, однако оно еще не могло полностью удовлетворить существующий спрос. К середине XIX ст. в экономике как всего государства, так и каждого хозяйства ткани домашнего изделия занимали ведущее место. их изготовлением занимались преимущественно женщины в свободное от сельскохозяйственных работ время. Почти в каждой крестьянской семье были самодельный ткацкий станок и другие необходимые орудия.

Среди продукции самодельного народного ткачества в Украине известны не только ткани, но и совершенные компоненты костюма — запаски, плахты, пояса, платки и др. Полотно для нательной или поясной одежды, ткани для запасок, плахт, юбок, поясов, сукно для верхней одежды ткали в первую очередь для своего семейства, а лишь потом на продажу. Относительно районов, расположенных близко от путей сообщения, торговых центров, то ткацкий промысел здесь все более выразительно ориентировался на сбыт. Отсюда и большее разнообразие ткацких изделий, техник, приемов художественного оформления тканей.

Самодельные ткани изготовляли из однородной и неоднородной нити, они были разной толщины, плотности, фактуры, цвета и рисунка, что зависело от способа ткачества. Материал или хранил естественный цвет сырья, или красился. Важным признаком была ширина ткани, которая влияла на крой одежды. В лляний, конопляному и шерстяному сырью заложены достаточно большие возможности, которые успешно использовались народными мастерами. От качества волокна, первичной его обработки, способов скручивания в процессе прядения, от выбора характера переплетения и от конечной обработки готовой ткани зависели все ее показатели. Из высококачественного волокна, старательно обработанного, получали ткани с гладкой блестящей фактурой. Самое тонкое прядево использовалось в первой половине XIX ст. для так называемого дымчатого полотна праздничных головных уборов, для рукавов праздничных женских рубашек. Из нежного конопляного волокна (плоскини) производили тонкое плоскинне прядево, из более грубого (матирки) — матирчате. Костра от лляной и конопляной кудели (вал) шла на изготовление грубой ткани.