Компоненты Украинского костюма ХИХ - ХХ ст. Одел из меха

Главная - Культура - Компоненты Украинского костюма ХИХ - ХХ ст. Одел из меха

Шкуры животных бесспорно являются самым давним материалом для одежды: сведения об этом принадлежат до времен палеолиту. Такая одежда была характерна и для восточных славян, какие жилы преимущественно в лесной полосе с достаточно суровым климатом. Тому-то охота на дикое зверье была жизненно важным занятием наших предков. Кроме того, они широко использовали и сырье, которое давали домашние животные.

В «Слове о полку Игоревим» есть упоминание о кожухе, который, как считают исследователи, уже на то время являл собой одел из дубленых овечьих шкур. Простонародье носило наряд из шкуры медведя. Древнерусская знать изготовляла зимнюю одежду из дорогого меха — куницы, соболя, горностая, белки, лисы, бобра, выдры. Мех производился не только для личных потребностей, но и для торгового обмена с другими странами; мехом также платили дань

В XVI — XVIII ст. дорогая меховая одежда была обязательной составляющей торжественного костюма украинской казацкой верхушки. Парчови шубы подбивались мехом рыси, лисы, соболя, разукрашивались горностаем, а также золотым шнуром, галунами, драгоценным пологом. Иногда нашивали бирюзу, жемчуга, брильянты. Бархатные шапки также опушали ценным мехом и украшали золотыми аграфами, а гетманы крепили к ним страусовое перо.

Шкуры животных использовали и для изготовления материала на обувь, пояса, рукавицы. На эти элементы одежды шли сыромятные дубленые (то есть обработаны дубителями растительного происхождения) шкуры. Праславянским сроком усма (устная) назывались обработанные шкуры — чаще всего коров и коз, реже коней.

На территории Украины можно проследить эволюцию меховой одежды от овечьей шкуры, которой просто обвертывали тело, к сложным и разнообразным формам. Да, среди населения Карпат еще в начале XX ст. наблюдался архаичная одежда под названием бунда — в виде короткого мехового нагрудника, одна сторона которого была сплошной, а на втором располагалась ременчатая застежка. Случались и бунди, сшитые с обеих сторон, с разрезом спереди для председателя.

В XIX ст. у украинцев, как и у других славянских народов, широко бытовала одежда из овечьих шкур, что предопределялось хорошо развитым овцеводством. Из-помиж многих пород овец преимущество отдавалось решетиловской (черной) и сокольской (серой). Обрабатывали шкуры разными средствами — с привлечением хлебного кваса, мела, золы, дубовой коры, глины и тому подобное. Это занятие было дифференцировано на самостоятельные ремесла — скорняжит (изготовление овчины) и чинбарство (дубление волячой и лошадиной шкуры для обуви). Кроме овчины, скорняки производили мерлушки и смушки — шкуры молодых ягнят, которые шли на воротники к кожухам, а смушки — еще и на крестьянские шапки.

Скорняки получали шкуры от скупщиков в невичиненому, законсервированном виде. Консервирование делалось разными способами — дымлением, насыщением жирами, известкованием, замораживанием и др. В Украине основным способом консервирования было высушивание (в ненастье шкуры натирали солью, а потом сушили). По качеству наилучшими считались харьковские, подольские и херсонские овчины, потом шли бессарабськи, наихудшими же были ташкентскими — с длинными некрасивыми волосами и толстой кожей. Качество меха зависело от времени снятия шкуры, местного климата и корма. Летом мех короткошерстый, грубее зимнего и почти всегда темных оттенков, подшерсток или вообще нет, или оно жидкое, а верхние волосы сидят очень глубоко. Тому-то летний мех невысокого качества : в это время овец стрижуть и они линяют. Осенью же мех опять нарастает и приблизительно на Рождество достигает наибольшей ценности. Кроме того, ценность шкуры зависит от умения снимать ее из тела животного и от правильного сушения. Просушивать лучше на солнце, не допуская пересушки. Если сушить около протопленной печи, то шкуру надо держать на расстоянии, чтобы она не сморщивалась.

Дубление овчины детально описано исследователями. Она начиналась с размочки шкур в реке или чане в течение двух-трех дней. После этого шкуры растягивали на пялке (кроснах) и миздрю-вали: с внутренней стороны с помощью скафи снимали остатки жира, мяса.

Внешнюю поверхность хорошо промывали и отчищали гришпаком. Следующим этапом было квашение овчины у специально изготовленной розчинци. Она состояла из пшеничных отрубей, ржаной, овсяной или ячменной муки с добавлением соли и дрожжей. После подсушивания овчину опять растягивали на пялке и разминали с помощью ключа. Наконец ее натирали мелом, гипсом или алебастром и еще раз очищали от остатков жира. Выдубленную овчину или оставляли белой, или красили. Одел из меха выполнял не только практические функции, но и был необходимым атрибутом многих обрядов. В частности, на нем благословляли молодых, переступая через него, молодежи входили в хату, а ему свекровь встречала молодых — равно как и теща своего зятя. Одевание во время свадьбы вивернутого кожуха рассматривается исследователями в разных планах, но в первую очередь как символ урожая, а с ним и богатства, плодовитости. Новый кожух бережно хранился в сундуке или висел в кладовой вместе с другой одеждой, которая одевалась лишь на праздник, к церкви и тому подобное. Он переходил от отца к сыну, от матери к дочери, переживая несколько поколений.