Традиционная одежда XVIII-XIX ст. в контексте общеевропейской культуры. Отличия в костюме Ливо- и Правобережье


Развитие украинского костюма этого периода происходило в своеобразных социально-культурных и политических условиях. С одной стороны, Украина продолжала укреплять связи с зарубежной Европой, а с другого - она находилась в зависимости от России. Правда, последняя в лице Петра И стремилась войти в общеевропейский культурный процесс, усилив ориентацию на Запад. В отличие от России Украина вплеталась в этот процесс более органически, поскильки была и оставалась важной ячейкой духовной культуры, который притягивал к себе иностранцев как Запада, так и Востоку.

Московия же едва лишь «прорубила окно в Европу», целеустремленно форсируя сближение с ней, что нередко достигалось внедрением сугубо внешних атрибутов. В частности, в костюме искусственно поднимались традиционные элементы и силком насаждались новые, европейские. Так, согласно указу Петра И запрещалось появляться при дворе в «русском» одежде; по словам современницы, «иностранная манера наблюдалась и в этикетах, и в домашних кулисах, и в уборах, и в столах». Все это касалось прежде всего высших слоев общества. Крестьянам, как и раньше, разрешалось носить «образ и подобие Божие» - бороду.

Вообще петривськи реформы за всей своей положительной направленности значительно ослабили упроченные культурные связи между поколениями, а в определенном смысле и мижсоциальни связи.

Все более усиливались стремление придворной знати к роскоши в быту и в одежде, попытки подражать образу жизни Западной Европы. Однако это пока что не отвечало объективному состоянию культуры и экономического развития империи.

Костюм «благородных мужив» петривськой эпохи состоял из дорожного кафтана, полы которого обшивались позументом, длинного камзола, коротких пан-талонов, ботинок с многими пряжками и длинных чулок. На главу одевали завитый парик и прямоугольной шляпы.

Более всего отдалился от традиционной одежды женская одежда. Если давние моральные нормы приказывали женщине закрывать волосы, то новые, наоборот, допускали глубокое декольте, открытые руки и главу. Талия затягивала узкой и высокой корсеткой, специальные каркасы из китового уса - фижми - поддерживали форму широченних платьев, которые викинчувалися длинными шлейфами. Волосы женщины укладывали в сложную прическу. Из традиционных обычаев сохранились лишь наложение на лицо рум'ян и белил, подведение бровей и глаз. Новые виды верхней одежды знати - дорогие, шитые золотом зипуни, жупаны, летники - передавались по наследству и использовались в праздничном костюме, пока не снашивались.

Расцветом придворной моды были времена императриц Анни и Елизаветы. На многочисленные баллы, парадные выезды, охоты придворные должны были появляться в ярких богатых нарядах, причем одевать одно одежда дважды сурово запрещалась. Вельможи соревновались между собой в роскоши костюмов. За царствование Екатерины II они стали еще большими растратчиками, в будни носили золототканая с шитвом одежда, парадные же кафтани полностью обшивали бриллиантами. Это был период максимального использования в одежде бриллиантов и цветного каменьев.

Придворные дамы носили сложные изделия из дорогого желтого шелка на фижмах. Фасоны были разнообразные. В частности, под влиянием французской моды вошли в употребление костюм «а ля Ватто» - с широкой задрапированной складою по спине, круглые платья с длинным шлейфом, а также платья из глазета (разновидность парчи) с откидными рукавами.

Реформы Петра И вызвали определенную двойственность культуры России и Левобережной Украины («Малоросий»), что входила в ее состав. Приобщение высших слоев общества к западноевропейским ценностям приводило к нивелированию национальных черт. С другой стороны, резкие отличия условий жизни населения больших городов и глубокой провинции оказывали содействие сохранению в быту последней патриархальных обычаев и традиций. Вместе с тем происходило и неминуемое взаимовлияние культур разных слоев общества, города и села.

В конце XVIII - в начале XIX ст. быт придворной знати, найзаможниших помещиков, дворянства, аристократии продолжал ориентироваться на западноевропейскую моду, законодателем которой утвердила себя Франция. В Русской империи, как и во всей Европе, после продолжительного господства стиля бароко достал распространение классицизм, после него - романтизм, а на рубеже XIX-XX ст. - модерн. Черты западноевропейской культуры в разных регионах империи приобретали своеобразную национальную окраску и проникали даже в крестьянский быт. Традиционная украинская одежда этого периода рельефно виддзеркалюе социальную структуру общества. В костюме украинской знати, как и раньше, использовались дорогие местные и импортные материалы. Кроме того, наявнишими стали западноевропейские, а также восточные влияния, переосмысленные и приспособленные к местным условиям. Это можно проследить в названиях одежды, его видах, крое, обрамлении. Свои особенности в одежде имело духовенство; его одежда сохранила форму древнерусской и византийской ризы с несравненным богатством ее золотого тканья, украшений, культовой атрибутики. Для изготовления нарядной женской и мужской одежды зажиточных жителей Левобережья употребляли много орнаментированные шелковые ткани - парчу, бархат, штоф. Характер орнаментации отвечал ренессансному и барочному стилям. Ткани украшались довольно большими элементами стилизованных цветов, листву, плодов, вписанных в разнообразные медальоны. Кроме привозных, в обиходе были и дорогие местные ткани. Еще с XVII ст. в Украине развивается золототкацьке производство в Бродах, Слуцьку и других мистах.

Использование багатокольорових орнаментированных ценных тканей було продолжением культурных традиций Киевской Движении, которое поддерживалось постоянными торговыми отношениями со странами Запада и Востоку. Такие ткани шли преимущественно на верхняя мужскую и женскую одежду: жупаны, кунтуши, плаща-набавки и т.п..

Из однотонных шелковых тканей использовали атлас и камку. Господская рубашка шилась из тонкого полотна, вышивалась шелком, серебром и золотом. За кроем она была близка к народной, отличаясь от нее лишь формой ворота, гатунком ткани, обрамлением и т.п.. Рубашка заправлялась в довольно широкие суконные, шелку или бархатные шаровары ярких цветов. На рубашку одевался дорогой жупан, подпоясывался золототканым персидским или «слуцьким» поясом. Сверху напинався кунтуш или епанча, во время торжественных церемоний - шуба или ферезея, украшенная ценной завесой. Парчови шубы подбивались ценным мехом, разукрашивались горностаем, золотым шнуром, галуном, ценным каменьями. На ноги обували цвету сафьяновые сапоги. Шапки были преимущественно бархату, украшенные мехом соболя, рисе или лисицы. их украшали ценностями, страусячим пир'ям.

Не очень подражали западноевропейской моде купчихи и мещанки. Даже найзаможниши из них продолжали носить традиционную одежду городского типа - юбки, шнурованный лиф, бурнус, а главу покрывали твердыми уборами типа очипка или кораблика, на которые, впрочем, ценного каменьев иногда было больше, чем на целом наряде придворной дамы.

Еще консервативнишим была крестьянская одежда. Как и раньше, он изготовлялся из самодельных материалов и сохранял многообразие местных вариантов кроя, пропорций, художественного обрамления, способов ношения и т.п.. Вместе из тем в крестьянском костюме накапливались и более поздние формы, связанные с побутуючим в данный период городскому нарядом и его стилевым направлением. Относительно жителей зажиточных сел, расположенных близ торговых центров, то они по возможности активно использовали для обрамления дорогие привозные ткани, а также ювелирные украшения, особенно коралле.

Для Правобережья Украины период XVIII-XIX ст. характеризовался отходом от польского национального и культурного влияния и частичным воссоединением с Левобережьем, которое ускорило процесс консолидации украинского этноса и национальной культуры. В соответствии с такой ситуацией развивался и костюм жителей этого региона.

На протяжении продолжительного времени ношения того или другой одежды регламентировалось специальными законами, который их выдавало польское правительство. Горделивая польская и местная шляхта всячески старалась отделиться от других, пусть даже зажиточных, слоев. Так, «светлейшие» могли носить ярко-красные кунтуши и жупаны, мелкая шляхта - серого цвета. Мещанству же вообще запрещалось носить кунтуши и прочее ценную одежду. Вот извлечение с одного закона XVII ст. : «чтобы никакой мещанин, ни плебей не дерзнул употреблять шелкового платья и шелкового подбоя, шапки драгоценных мехов, кроме лисьих и вторых низких, а также, чтобы никто не ходил в сафьянах. . . » На «дерзнувших» накладывался довольно значительный денежный штраф.

Несмотря на такие суровые меры, мещане старались щеголять своей одеждой, его материалом и кроем. Я. Головацький, описывая одежду бучанской мещанки, отмечал, что он был временами значительно более богатый за костюм польской графини: юбка со старинной шелковой ткани, на шее - большое коралеве ожерелье и дукач, украшенный рубинами и сапфирами, сверху - дорога бламова шуба, покрытая шовком.

Еще в конце XVIII ст. поляки составляли большинство в помещичье-магнатской верхушке Правобережья. Безусловно, это сдерживало национальное развитие региона. Вместе с тем непосредственное общение двух народов на одной территории оказывало содействие взаимовлиянию их культур, которое ярко отразилось и в одежде, особенно зажиточного населения. Относительно одежды крестьянства Правобережной Украины, то он развивался на традиционной основе. Рядом с многочисленными общими чертами с народным нарядом Среднего Приднепровья здесь четко прослеживаются местные варианты комплексов традиционного костюма, которые кое-где включают сугубо архаические элементы.

В своих наиболее выразительных формах украинский традиционный костюм сформировался в докапиталистический период. Во второй половине XIX ст. новое общественное отношение постепенно проникало во все сферы жизни украинцев. Ликвидация крепостничества и феодальных барьеров создает благоприятные условия и для усовершенствования процесса изготовления народной одежды. На рубеже XIX-XX ст. упроваджуються фабричные прялки и нити, которые значительно обогащают ткани и вышивки, многообразие их цветной гаммы. Фабричные материалы вытесняют трудоемкие в изготовлении самодельные, что в свою очередь ускоряет развитие народного кроя. Машинная техника, которая заменяет ручное шитво, дает толчок развитию новых художественно-технологических приемов. И в конце концов, готовые элементы одежды (пояса, платка, обувь) заменяют самодельные, а с развитием швейной промышленности крестьяне все более чаще пользуются одеждой фабричного производства.

Использованная литература.

1. Матейко К. И. Главные уборы украинских крестьян к началу XX ст. // Там же. 1973. № 3.

2. Воропай О. Обычаи нашего народа: Этнографический очерк. Киев, 1991.

3. Матейко К. И. , Сидорович С. Й. Использование в современной одежде элементов традиционной одежды // Нар. творчество и этнография. 1963.

4. Очерки истории украинского декоративно-прикладного искусства. Львов, 1969.

5. Билецька В. Украинские рубашки, их типы, эволюция и орнаментация // Материалы к етнологий и антропологии. Львов, 1929. Т. 21-22, ч. 1.

6. Бойко В. М. Украинские народные традиции в современной одежде. Киев, 1970.

7. Будзан А. Художественные изделия из бисера // Нар. творчество и этнография. 1976.

8. Дударь О. Художественное ткачество Полесья // Народные художественные промыслы Украины. Киев, 1979.

9. Жолтовський П. М. Украинская живопись XVII-XVIII ст. Киев, 1978.

10. Кара-Васильева Т. В. Украинская вышивка: Альбом. Киев, 1993.

11. Стельмащук Г. Г. Традиционные главные уборы украинцев. Киев, 1993.





Вернуться назад