Художественные особенности Украинского костюма. Способы нанесения декора непосредственно на одежду (нашивные украшения)

Главная - Культура - Художественные особенности Украинского костюма. Способы нанесения декора непосредственно на одежду (нашивные украшения)

Большое значение имели разные виды обрамления, которые наносились на отдельные элементы уже сшитой одежды. Это орнаментальные нашивки (аппликация), обшивки, нашивное собрание, ручные и машинные швы и т.п.. Характер обрамления зависел от вида одежды (нательный, поясной, нагрудный, верхний), его назначение (повседневный, праздничный, обрядовый), возраста, семейного, имущественного, социального положения владельца. Нашивные украшения гармонично связывали с фактурой, цветом и орнаментом ткани, которая представляла фон; обрамление подчеркивало форму и пропорции одежды, выделяло отдельные детали или компоненты одежды. Часто обрамление становилось центром композиции, уравновешивая и объединяя компоненты комплекса.

Многовековой опыт, художественный вкус народных мастеров обозначался на подборе материала и техники выполнения обрамления, на его размещении, композиционному построению, колористичному решении. Как материал для обрамления использовались нити, тесьма, бархат, кружево, шнурки, ленты, кожа, мех. Льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитями вышивали, а со временем обстрочували разные компоненты костюма. Из шерстяных нитей делали кисти для обрамления верхней одежды, а также кисти, которые пришивали к поясам. Маленькими кистями также декорировали ластовици под рукавами кожухов, «баеви юпки» на Киевщине.

Разнообразная за качеством, шириной, формой, рисунком тесьма (обшивка) употреблялась для завершения краев нагрудной верхней или сшитой поясной одежды. Узенькая тесьма, а позднее фабричный в'юнчик (косичка, косник, семерка) были яркого цвета и создавали не только линейную, а и более сложную орнаментальную композицию, разукрашивая керсетки, юпки, кожухи Среднего Приднепровья и Подолья. Шелковые разноцветные ленты, как и тесьму, нашивали широкими полосами в основном на сшитый поясной, реже нагрудный одяг.

Хлопчатобумажный бархат (плис), сатин и другие фабричные ткани были распространенным материалом для оформления. Нашивками из плиса разукрашивали разные виды нагрудной верхней и сшитой поясной одежды. Эти нашивки часто создавали замечательную композицию в керсетках Полтавщины, Черкасщины. Более дешевым белым кружевом украшали рубашки и фартуки (сетка, сеточка), что со временем вытеснило трудоемкую ручную вышивку.

Кожей, разноцветным сафьяном, сукном обшивали верхняя зимняя, реже осенне-весенняя одежда. Цветистые суконные нашивки размещали в верхней части клиньев (в свитах), на юпках и кожухах. Относительно кожухов широко употреблялся овечий мех, который выступало как выразительный прием художественного завершения одежды. Из него делали вороты, манжеты, им обшивали полы и низменность. Меховая обшивка черного, серого и коричневого цвета утепляла и вместе с тем украшала одяг.

Нашивные украшения подчеркивали крой, конструктивные линии одежды, особенно в таких местах, как горловина, проймы, полотнища, кармана (нагрудная и верхняя одежда). В нательной одежде обрамлением служила лента, которой завязывалась горловина. Декор нагрудной и верхней одежды размещался на талии вдоль подрезных бочков и верхней полы, в нижней части рукавов, на вороте. Местные особенности проявлялись в расположении нашивных украшений, технике их выполнения и композиционному построению.

Аппликация, распространенная в селах Среднего Приднепровья, Юго-Западного Подолья и в Карпатах, выполнялась с кожи, разноцветного сафьяна, плиса, сукна, шелка и других материалов, кусочки или полоски которых нашивались на одежду, создавая определенный рисунок. Чаще это был сложный растительный орнамент, который размещался на верхней одежде вдоль правой полы, в нижнему ее кованые, на груди, подоле, манжетах. На Черниговщине, кое-где на правобережной Черкасщине аппликация чаще была однотонной или двухцветной, на Центральной Киевщине, Полтавщине, левобережной Черкасщине - полихромной.

Изготовлением орнаментированных кожухов прославлялись Богуслав и Борисполь на Киевщине, Зинькив на Полтавщине, Ахтырка и Богодухов на Слобожанщине. В киевских тулуб'ястих кожухах аппликацией и другими нашивками украшались руками, правая пола с акцентом в нижнем углу (цветок), низменность. В подрезных по талии кожухах Киевщины и Полтавщины орнамент размещался, кроме полотнищ и рукавов, на талии и вдоль вшитых по сторонам клинцив. В бойкивських кожухах аппликацию в виде вазончика с цветами нашивали по углам обеих пол. Такие кожухи назывались квитовани. Подобные орнаментальные мотивы характерные также для обрамления бойкивських меховых безрукавок - бунд, брушлякив.

В меховых безрукавках и кожухах Гуцульщини и Приднепровья, которые определялись богатством аппликации кожей, преобладал орнамент геометрической формы: треугольники (зубци), округленные язычки (кудри) своеобразные ли шестиконечни розетки (ребята, рачки). Аппликация сукном преобладала на Бойкивщини. Сукном красного, желтого, зеленого цветов разукрашивали коричневые армяки, удачно объединяя цвет одежды с цветом украшений. Размещение аппликации традиционное: на собрании (крыльях), полах, рукавах, карманах; орнаментальные мотивы - геометрические: треугольники, колесики и др. На Буковине аппликацией сукном украшали кожухи - на состоянии, рукавах, грудях.