Аспекты правовой культуры Запада и Востоку


Право является результатом развития духовной культуры каждого народа, одним из критериев цивилизации. Через право практически выражаются общечеловеческие интересы и ценности, национальная мораль, которая являются обязательными элементами общественной культуры. Действительно, «Русская Правда» могла возникнуть только на основе давнего звичаевого права и на началах христианской морали. Так же и ислам является совокупностью не только религиозных норм и обрядов, а и культурных и моральных предписаний, которые имеют обязательную юридическую силу для каждого мусульманина.

Европейская цивилизация базируется на трех основах - греческой философии, еврейской религии и римском праве. Много кто вслед за Едмундом Берком мог бы сказать: «Законы всех государств Европы взяты с одного источника». Эти основы обусловили все будущие этапы развития человечества. Ренессанс, Реформация и Контрреформация, а также Просвещение, промышленный переворот и возникновения капитализма были зарани определенные. Другими словами, деятельность Мартина Лютера, французских энциклопедистов, Генри Форда, Норберта Винера должна была неизбежно реализоваться в сущности европейской цивилизации.

Итак, подпочвам развития правовой культуры в странах Запада постоянная традиция римского права, воплощением которой является выражение: »Dura lex, sed lex» (Закон суровый, но такой закон). Римские юристы разработали и усовершенствовали право, приспосабливая его к реальным нуждам жизни. Равенство всех граждан перед законом не зависела от социального статуса, имущественного состояния и от национальных, расовых признаков и вероисповедание. Эта традиция стала основанием для законотворческой деятельности и развития правовой культуры западного общества. Требовалось, чтобы новые законы были так же логически последовательными на манер того, как один из принципов римского права устанавливает границе: «все, что не запрещается - разрешается».

Подобные особенности подчеркивают национальный характер правовой культуры. Это тем более справедливо, что высокая правоспособность народа всегда базируется на старинных истоках звичаевого права каждого государства.

Традиционные знания на Западе формулируются повествовательными средствами. Очевидная необходимость обращения к сказу в проблематике знания - это соответствующие обстоятельства освобождения буржуазии от традиционных авторитетов. Итак, наративне (полученное с помощью сказа) знание возрождается как путь решения проблем легитимизации новых авторитетов. Лицами, которые имеют право решать за общество, регламентировать его жизнь, есть законодатели. их предписания становятся нормами для тех, кого они обязывают. Т.е. вожди, руководители (в фольклоре каждого народа ими были герои) занимаются легитимизацией государственной и общественной деятельности. Признаком легитимации является консенсус людей, а средствами внедрения правовых норм есть дискуссия - на собрании, в парламенте или на референдуме.

Понятие прогресса означает необходимость избавиться старых авторитетов. Оно не является ничем другим, кроме движения, прогресса, с помощью которого принадлежит накапливать новые знания. Люди спорят о том, что есть справедливым или несправедливым, так же, как научный работники спорят о том, что является истиной или враньем. Люди накапливают гражданские законы подобно до того, как продукують новые открытия ученые. Итак, отдельные люди, нации или человечество и особенно их политические институты не удовлетворяются одним лишь научным знаниям. Они выдают еще и законы. Вот потому они формулируют прескрипций, которые имеют статус правовых норм. Право служит для поддержания справедливости, а основой самого права есть заложенная в нем справедливость.

Как утверждает Гарольд Дж. Берман, хотя бы теоретически конфликт между социально-экономическими условиями и политико-моральной идеологией, в котором К. Маркс видел главную причину революции, может быть решенным с помощью права. Частично для того, чтобы избегнуть этого нежелательного для него вывода, К. Маркс свел право к идеологии.

Итак, на смену законам против тенденции, законам, которые не давали объективных норм и через то были в прошлые столетия террористическими правилами, пришли законы, нормы права, соответствующие современности.

Основой правовой культуры есть правовая деятельность. В цивилизованном обществе Запада существуют две противоположные формы нормативной регуляции - мораль и право. Последнее является формой регуляции институционной. Именно от лица института государства устанавливаются и выдаются правовые нормы. Принудительность правовых норм вытекает из силы и авторитета государства. Право предусматривает кодификацию принятых законов и правовых норм. Количество законов должен быть кратной, но достаточной для регламентации жизни граждан в государстве. Они должны быть четко определенными для оперативной проверки их выполнения. Таким образом государство с помощью законов обеспечивает права граждан, их свободу и собственность, поддержание общественного порядка и т.п.. А человек, выполняя нормы права, освобождается от его контроля и надзора. Короче, знание законов необходимое для того, чтобы избавиться рабской зависимости от них. Западное общество стремится решить свои внутренние проблемы с помощью общих для всех и признанных большинством определенных правил. Сегодня такие правила называются законами. А специалисты, которые способны обеспечить их разработку, применение и выполнение, называются юристами, юристами. Итак, юристами являются специалисты из технологий решения социальных конфликтив.





Вернуться назад