Культура как знаково-семиотична система

Главная - Культура - Культура как знаково-семиотична система

1. Информацийно-семиотичне понимание культуры

Формирование культурологий как самостоятельной научной дисциплины в XX ст. было в значительной степени стараниям преодолеть разнообразие представлений о культуре и построить ее общую теорию. Разработка этих теоретических взглядов происходила в двух основных направлениях:

адаптационизм;

идеационизм

Адаптационизм -- рассматривает культуру как специфично человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место в объяснении культурных явлений отводится здесь деятельности. В русле этого направления развивается функциональная концепция культуры, которая ведет начало от Б. Малиновського, который рассматривал культуру как рожденную обществом систему способов удовлетворения нужд. К этому направлению относится и марксистская теория культуры.

Идеационизм объясняет культуру как область идеального, которая содержит следствия духовного творчества человека. Визначаючим началом здесь есть лишь отдельная ограниченная сфера духовного творчества - главным образом наука и искусство (так называемая «высокая культура»). Именно здесь создаются символы, идеи, ценности, в контексте которых люди воспринимают и понимают действительность, строят свое бытие в мире.

Позиции адаптационизму и идеационизму на протяжении последнего времени постепенно сближаются. Основой, на которой происходит это сближение, есть информацийно - семиотична концепция культуры.

Исходным моментом информацийно-семиотичного подхода к культуре есть адаптационистська тезис о способах та следствия человеческой деятельности.

Семиотика - общая теория знаковых систем.

Деятельность - это способ существования человека. Специфика человеческого образа жизни, которая призвана фиксировать понятие культуры, связанная прежде всего с особенностями человеческой деятельности. Тем не менее не все действия человека есть человеческой, умной деятельностью. Когда мы дышим, принимаем пищу или реагируем на пламя, то наши действия ничем не отличаются от действий животных. Особенностями человеческой деятельности есть: во-первых, сознательная постановка цели; во-вторых, целое возложение деятельности. Таким образом, человек когда-то научился действовать, чтобы жить, теперь она живое, чтобы действовать.

Постоянное формирование все новых и новых задач и средств деятельности приводит к тому, что люди постепенно погружаются в искусственно созданный ими мир. В этом отношении культура противостоит «натуре» - природе. «Культурное» - означает искусственно созданное, отличное от того, что данное природой, образовалось естественным путем, без вмешательства человека.

Создавая культуру, люди отделяются от природы и создают новое позаприродне среда бытия (игрушки и книги, одежда и мебель, стекло и бетон, звуки музыки и электрический свет). Следы человеческого влияния имеет даже то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Человечество живое будто на границе двух миров - существующего независимо от него мира природы и мира материальной культуры.

АРТЕФАКТЫ (от лат. arte - искусственный, factus - выполненный) - это продукты и следствия человеческой деятельности. Артефакты - это искусственно созданные человеком предметы и явления, изготовленные человеком вещи, рожденные ею мысли, изобретенные и использованные ею средства и способы действия. Артефакты - это феномены культуры.

Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые она выполняет в самой себе, в своим теле, в своей душе, в собственной физической и духовной внешности.

Итак, культура есть мир человеческой деятельности или мир артефактив.

Это ее первейшая, но недостаточная для понимания ее сущности характеристика.

Культура представляет собой мир смыслов. Человек - творение природы и все ее законы сохраняют свою силу в ее деятельности так же, как и в любых естественных явлениях и процессах. Никто не может отменить их или нарушить. Все, что создает человек, возникает в соответствии с объективными законами развития природы. В чем же тогда разность между предметами культуры и творениями природы?