Культурная мотивация политико-социальных изменений в мире в начале XX столетие

Главная - Культура - Культурная мотивация политико-социальных изменений в мире в начале XX столетие

В 1-и половине XX столетия окончательно сформировались три основных научных дисциплины, которые изучали культуру. Это культурная антропология, социология культуры и философия культуры.

Специалисты из этих наук в начале столетия ввели тр-частичное расчленение культуры на материальную, социальную и духовную. Материальной культурой считается все, что относится к взаемостосункив человека с окружающей средой, удовлетворение ее нужд, обеспечение дальнейшего существования, технологической стороны жизни. Под социальной культурой понимается отношение людей один до одного, система статусов и социальных институтов. Духовная же культура - это субъективные аспекты жизни, идеи, установки, ценности и способы поведения, которые ориентируются на них (А. Кребер, К. Клакхон).

Давайте же попробуем разобраться, как эта сумма культур оказывала содействие политико-социальным изменениям в мире в прошлом столетии.

«Некалендарное начало столетия»

В конце XIX - в начале XX столетие США с Канадой и Западная Европа процветали. Неплохо шли дела в России.

На это время частица России в мировом производстве зерна равняла частице всей Европы. Ведь и Транссибирскую магистраль, которая довольно долго была наибольшей железной дорогой мира, построили именно как исполинский конвейер зерна.

Современникам казалось, что в мире в конце концов победил здравый смысл и научно-технический прогресс, что будущее - прекрасное и безоблачное, а главное, что больше никогда не будет вийн.

Все богатели, упражнялись в гуманизме, возлагали надежды на новые технологии. Ничего необыкновенного не состоялось в мире и в 1900 году. Правда, не уродили зерновые в России, зато был спущен на воду крейсер «Аврора», а в США впервые было избрано президентом Теодора Рузвельта. В конце концов, это вся очевидная сторона событий.

А тем временем Германия уже деловито готовилась к будущей войне. О военном союзе договорились с французами англичане. В свою очередь французы уже были союзниками России, а в тот же время англичане составили союз с японцами, которые готовились к нападению на русский Порт-Артур.

В системе «концерта государств» каждая из сторон старалась отвести потенциальную угрозу от себя и направить ее на кого-нибудь из сдачи участников. Двополюсна система политического мира обеспечивала как очевидность того, откуда надвигается угроза, так и неизбежность реакции со стороны будущей жертвы.

В начале столетия найчисленнишою группой населения было крестьянство. Только в Англии и Бельгии оно представляло меньшинства населения. Слуги, которые жили при хозяевах, были второй наибольшей группой населения. На рубеже столетий в центре внимания общественной жизни оказались промышленные рабочие. Они составляли всего 6-8% от общего количества населения. Вообще же они занимали третье место после крестьян и слуг. Однако все внимание общественной мысли было сосредоточено тогда на рабочем вопросе. Пролетариат больших городов работал преимущественно на больших промышленных предприятиях, которое делало его особенно динамичним.

Большое количество политических партий Западной Европы еще в 1-и половине XIX столетие рассчитывала в своей деятельности прежде всего на рабочих. В самом деле, уже через сто лет, в начале XX столетие рабочие существовали как класс, а их проблемы стали социальному вопросом не только для политиков, а и для вчених.

Как во всех европейских странах, так и в США из второй половины XIX столетие и к началу Первой мировой войны экономические условия рабочего класса улучшались, а не становились худшими, как предусматривал К. Маркс. В России же наоборот - жестокая эксплуатация рабочих и крестьян привела к революционному кризису. Царские министры считали, что нужна небольшая победная война, чтобы предотвратить революцию в стране.

Так произошло, что именно в 1903 году русский царизм начал репрессии против евреев. Это был год кишиневського еврейского погрома. Он знаменовал собой начало насилия авторитарных государств против собственных граждан. Этого же рока состоялся Ии-й съезд РСДРП, на котором социал-демократы разделились на две течения - меньшевизм и бильшовизм.