Этика, ее основные категории


Хотя суждение вкуса не базируется на логических понятиях, но имеет с ним одну общую черту - домогательство на всеобщность, но поскольку вкус опирается не на понятие, а на чувство - свободное воображение субъекта, то и суждение вкуса буде субъективной всеобщностью, это можно объяснить тем, что мы упражнению припускать, что у каждого человека те же субъективные условия способности суждения, которые мы находим в самом себе. Если суждение, как реальное восприятие, соотнести с познанием, то оно называется чувственным ощущением. Ощущение от продукта природы /цветка/ можно назвать удовлетворением наслаждения, удовлетворение же от какого-нибудь учинку, в силу его моральных свойств, есть удовлетворения не наслаждения, а самозажиточности и соответствия ее с идеей нашего назначения, чувство при этом имеет моральный характер. Удовлетворение от приподнятого в природе требует собственного зверхчуттевого назначение и оно имеет моральную основу. Только удовлетворение от прекрасного не содержит в себе ни моральных законов, ни элемента созерцания, не носит даже морального характера, оно прежде всего удовлетворение одной лишь рефлексии. Личные чувства принимают общий характер потому, что мы в своих суждениях считаемся не столько с действительными, скольких с возможными суждениями других, ставя себя на место каждого. Тут три момента:

1. Иметь собственное суждение, т.е., мысль, свободное от всяких предрассудков, эта способность зависит от ума индивида;

2. Мысленным взором ставить себя на место каждого другого, способность широкого направления мыслей, т.е., способность сопоставлять свои эмпирические наблюдения с общей точкой зрения. Это и есть способность суждения;

3. Всегда мыслить в согласии с собой, способность мыслить последовательно, это происходит благодаря соединению двух первых моментов. Способность последовательного мышления должна перецти в привычку, этим заведует ум. Конечно, суждение вкуса не сводится к пониманию данной формулы, это может служить лишь наглядным теоретическим оправданиям этого чувства, в действительности это все происходит намного сложнее и багатообразнише, но, как пишет Кант, эстетичное суждение вкуса возникает лишь тогда, "когда воображение в своей воле будит ум, а ум без /посредничества/ понятий прибавляет игре воображения правильность, представления сообщается другим не как мысль, а как внутреннее чувство целесообразного состояния души".

Прекрасное есть символ морально доброго: и только принимая это во внимание, она и не нравится с домогательством на согласие каждого другого, причем душу осознает и некоторое облагораживание и возвышения над восприимчивостью к удовлетворению от чувственных впечатлений и судит по такой же максимальной мерке своей способности суждения о достоинстве других. Прекрасное нравится непосредственно, без всякого интереса, припускает полную волю воображения, субъективный принцип суждения о прекрасном становится загальним.

Рассмотрим основные категории эстетики.

Прекрасное - категория эстетики, в которой находят отображение и оценку явления действительности и произведений искусства, которые дают человеку ощущения эстетичного наслаждения, которые воплощают в предметно-чувствительной форме свободу и полноту творческих и познавательных сил и способностей человека во всех областях общественной жизни: трудовой, социально-политической, духовной и др. Прекрасное - основная положительная форма эстетичного освоения действительности. В ней находит свое непосредственное отображение эстетичный идеал.

Возвишене - эстетичная категория, которая выражает сущность явлений, событий, процессов, которые владеют большой общественной значимостью, которые влияют на жизнь человека, на судьбы человечества. События и явления, которые оцениваются как возвишени, эстетично воспринимаются человеком как протистояче всему заземленному, примитивному, будничному. Возвишене вызывает у человека особые ощущения и переживания, которое поднимает его над всем примитивным, ведет человека на борьбу за высокие идеи. Возвишене тесно связанное с прекрасным, также выступая воплощением эстетичного идеала.

Рассматривая эстетичные категории, важно упомянуть об эстетичном воспитании, которое должны опираться на эстетичные категории. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетичными явлениями. В сфере духовной жизни, повседневной работы, общение с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое сыграют важную роль. Красота доставляет наслаждение и удовлетворение, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает преодолевать с недостатками.

Идеи эстетичного воспитания зародились в далекой давности. Представление о сущности эстетичного воспитания, его задачах, цели изменялись начиная из времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловленные развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин"естетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувствам). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки есть прекрасное . Эта категория и легла в основу системы эстетичного воспитания. В коротком словаре по эстетике эстетичное воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на изготовление и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и приподнятое в жизни и искусстве". В обеих определениях речь идет о том, что эстетичное воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущенная деятельная или творческая сторона эстетичного воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетичное воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.





Вернуться назад