Общая характеристика культуры ХиV-першой половины ХVIII ст

Главная - Культура - Общая характеристика культуры ХиV-першой половины ХVIII ст

Главнейшим общекультурным следствием научной революции было преобразование схоластического природоведения на исследовательское и математическое. Был открыт путь к накоплению новых научных знаний, к преобразованию науки на весомый содержательный компонент культуры, к ускорению процесса становления цивилизации.

Становление науки, постепенное все более плотное вхождение ее в общественную жизнь лишь завершало собой формирование рационализма как отличительной черты и способа мысли, и образа жизни человека Нового времени.

В этих условиях углубились размежевание между наукой и религией. Предметом науки постоянная природа, под которой теперь понималось все существующее вместе с человеком, все что можно выучить эмпирическим методом и объяснять, руководствуясь аргументами ума. Начинались пор господства механистического детерминизма, принципы которого распространялись не только на природу, а даже на общество и человека. Но рационализм в той исторической форме был совместным с христианской религией, с ее учением о разумности созданного богом мира. Религия остается ведущей духовной основой не только народной культуры, но и науки. О боге упоминают почти во всех философских трактатах того времени. Распространяется, как и в пор Возрождения, концепция “двух истин”, развиваются и змицнюються такие компромиссные идеологические и мировоззренческие формы как пантеизм и деизм ( где бога или отождествляли с природой, или значительно ограничивали в его функциях по отношению к ней). Из позиций эмпирического, рационалистического мировоззрения деятели культуры старались решить и проблему человека. Происходила переориентация общественных идеалов, они становились более прагматическими, лишались героико-романтической окраски. Для массового сознания идеал предприимчивого человека, купца, любознательного ученого становится более привлекательным, чем идеал рыцаря или монаха-аскета. Но “здравый смысл” массового сознания, с ее ориентацией на предпринимательский успех и деловую инициативу, осуществлял не только творческую, но и разрушительную работу в сфере духа, нигилистически отбрасывая моральные и эстетичные ценности, если они не были нужными для достижения меркантильных интересив.

Важным есть вопросы о том как воспринимал человек свою жизнь: оптимистически или пессимистически. В литературе встречаем противоположные ответы на этот вопрос. Успехи естественных наук, раскрепощение человеческого ума безусловно оказывали содействие утверждению оптимизма. Но они одновременно порождают определенный пессимизм. В новой системе мировоззренческих координат человек явился маленьким звеном величественного механизма природы, а система общественных структур противостояла человеку как что-то непостижимое и враждебно. Следует отметить, что ХУИИ ст. было весьма сложным за своими социальными и духовными процессами. В Европе не прекращались массовые кровопролития. На смену религиозным войнам, которые сопровождали реформацию ХУИ ст. , пришла не менее кровавая и разрушительная тридцатилетняя война (1618-1648 г. г. ), массовыми убийствами сопровождались революционные события в Нидерландах, Англии.

В условиях протиставлености человека природе и обществу постепенно возникает трещина между личностью и свитом, между отдельным человеком и общественной средой, которая приводит к росту активности человека, поскольку теперь она могла полагаться только на самую себя.

Бушующие события социальной жизни, научные открытия, радикальные изменения в мировоззрении и мироощущении людей не могли не вызвать определенных процессов в художественной культуре, оказывать содействие рождению новых направлений и методов творчества. В ХУИИ ст. в искусстве Западной Европы властвуют два главных направлений - бароко и класицизм.

Если давать общую характеристику развития художественной культуры этих пор, то необходимо отметить, что происходило ее общий подъем. При этом мир образов стал более тесно связанный с миром реальной действительности. Как никогда раньше, художественная культура была насыщена социальным климатом эпохи. Открытая социальная окраска была присущая многим художественным творениям ХУИИ ст.

Другой особенностью художественной культуры данного столетия есть ликвидация разрыва между развитием отдельных видов искусств. Бушующее интенсивное развитие происходило во многих областях художественного творчества, в том числе и в таких “молодых” видах искусства, как театр и музыка.

Третья особенность художественной культуры этого столетия связана с формированием ведущих национальных школ европейского искусства в Италии, Испании, Фландрии, Голландии и Франции. Именно в искусстве этих национальных школ были достигнутые высочайшие творческие результаты, а особенности художественной эпохи приобрели наиболее яркое и типичное выявления.

Эволюция отдельных видов искусств связана с углублением осмысления действительности, с изготовлением и распространением новых жанровых форм. Литература того времени представлена именами таких славных писателей, поетив, драматургов, как Лопе де Вега, Кальдерон, Мильтон, Корнель, Расин и Мольер. В музыке происходило постепенное освобождение от культовых форм, зарождение и оформление оратории и инструментальной музыки. С 30-х лет выходит на сцену опера - новый, синтетический по своему характеру жанр драматического музыкального спектакля, первыми виднейшими мастерами которого в ХУИИ ст. были Монтеверди в Италии, Люлли в Франции и Перселл в Англии.