Собор Парижской Богоматери


Большинство туристов начинают знакомство с Парижем именно из острова Сите. Ведь здесь находится одна из древнейших церквей Франции - знаменитый Собор Парижской Богоматери, который является гордостью страны и воспетый поэтами и писателями, отображенный в полотнах известнейших художников. Благодаря оригинальной разработке и пропорциям собор стал прекрасным образцом ранней готики. Смотря на его целостный и органический ансамбль, иногда тяжело поверить, что строился он почти двести лет, в течение которых часто перестраивался и реставрировался.

Первый камень в фундамент собора было заложено в 1163 году королем Людовиком VII и папой Александром ИИИ на месте храма Юпитера (который существовал еще во времена давних римлянинов). Строительство собора длилось до 1250 года, но полностью его было построено в 1345 году. Средства на сооружение храма поступали от всех желающих: короля, епископов, простых громадян.

Разрушение собора, которые были вызваны временами, людьми, трагедиями бесконечных войн, в течение многих столетий искажали первичный вид церкви. Но со временем, в период с 1844 по 1864 гг. , архитектором Виолле-ле-дюком была осуществленная реставрация церкви.

Собор Парижской Богоматери - это одна из первых сооружений, в которой окончательно сформировался готический стиль, хотя в нем еще сохранились некоторые элементы романской архитектуры: массивные, круглые в плане столбы, а также массивные стены, некоторая пасмурность интерьера. Тем не менее своим величием и красотой собор захватывает каждого, кто подходит к нему. Несмотря на те, что о соборе нам хорошо известно из одноименного романа В. Гюго и многочисленных описаний храма, все же каждый раз он возникает в новой красоте.

Собор есть п'ятинефною базиликой. Высота здания составляет 35 г, длина - 130 г, ширина - 48 г. Высота колоколен - 69 г, вес звона Емануель, который находится в восточной башне - 15 тонн.

Высоко поднимаются над площадью могущественные башни. Это еще не высокие пикообразные «бефруа» более поздний времен, тем не менее они ничего общего не имеют с романскими глухими башнями. Широкие, стрильчасти прорезы и множество вертикальных тяг делают их легкими и ажурными.

Из каменного убранства фасадов Нотр-дам-де Пари отмечают известные статуи химер, которые находятся на верхней площадке собора возле башен. Эти гротескные фигуры - фантастическая и ужасная птицы, демоны и монстры являются олицетворением человеческих грихив.

С парижскими соборами связано множество легенд и мистических повествований. Приверженцы езотеричних учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам - это якобы зашифрованные оккультные учения. Именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о соборе как об "коротком справочнике из оккультизма". Некоторые исследователи Нотр-Даму считают, что средневековые алхимики закодировали в геометрии собора тайну создания философского камня.

Ниже находится верхний ярус собора из прозрачного кружева декоративной аркады, еще ниже - средний ярус с огромным круглым окном - «розой». Под ним - знаменитая «Галерея королей”. Это зубчатый карниз, который состоит из 28 ниш, в которых расположенные статуи легендарных библейських правителив.

И, в конце концов, внизу широко раскрывают двойные дверные входы перспективные порталы, которые украшены резным орнаментом и скульптурами.

Когда-то фасад собора был черным от многолетней пыли и копоти. Недавно его почистили и предоставили камню первоначального серо-желтого цвета. Тем не менее ученые высказывают мысль, что копоть снова быстро укроет собор, поскольку промышленный дым и пыль постоянно стоят над Парижем и разрушают фасады старинных споруд.

Внутри собор встречает торжественным присмерком. В интерьере собора преобладает серый цвет камня, из которого изложенные стены храма. Возникает некоторое ощущение пасмурности и прохлады. Раньше в соборе было еще темнее, и пришлось пробивать новые окна в боковых стенах. Как и в других готических храмах, в Нотр-дам-де Пари нет настенной живописи, и единым источником цвета в однообразно-сером интерьере есть многочисленные витражи высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. Эта игра света кое-что смягчает однотонность сооружения и предоставляет интерьеру собора феерической роскоши, и вместе с этим некоторой таинственности. Изображение на витражах выполнены соответственно средневековым канонам. На окнах хора изображенные сцены из земной жизни Спасителя, на витражах боковых стен - фрагменты из жизнь святых. Витражи высоких окон центрального нефа изображают патриархов, библейських царив, апостолов. В окнах боковые капеллы отображены события из земной жизни Девы Марии. А витражи огромного окна-розы вмещают около восьмидесяти сцен из Старого Завета. В Соборе Парижской Богоматери сохраняется одна из наибольших реликвий христианства - Терновый Венцов. С IV-V столетий до 1063 года он был доступным для поклонения в Сионський церкви. В 1063 году его, вместе с копьем св. Лонгина, перевезли к дворцу византийских императоров в Константинополе. Римский император Болдуин ИИ имел долг перед Венецией и предлагал ей как компенсацию венцов. Тем не менее подарил святыню кузену - французскому королю св. Людовику ИХ (1215-1270), который в благодарность оплатил должную ссуду родственника. В 1239 году святыню доставили к Парижу. Людовик отдал распоряжение положить венок в специально построенную часовню, где последний находился к периоду французской революции, во время которой часовню разнесли на щепки. Тем не менее Терновый Венцов спасли и в 1809 году его передано на сохранение к Собору Парижской Богоматери, где он находится и до сих пор. Колючки из Венца сохраняются в Ватикане. Много шипов разошлись по всему миру.





Вернуться назад