ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ


1. ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОСТИ.

Этика, как уже отмечалось,- наука о морали. Данное утверждение - одно из немногих, чтобы не сказать единое, относительно которого совпали теория и практика, исторический опыт морального развития в целом и его конкретные периоды. В прямой зависимости от понимания морали находятся и отличия в толковании этики как науки, ее места среди наук, роли и значение для общественного развития. За безусловного признания того, что предметом этики является мораль, представление о ее своеобразности, назначении в, жизнедеятельности людей большой мерой определяли содержание этики, возлагали на нее определенную обязанности, прежде всего методологического характера.

Для того чтобы говорить на языке предмета познания (морали), необходимо найти к ней правильный подход. Возьмем, например, подход к морали как формы общественного сознания, выраженного в совокупности правил, норм, предписаний, требований, которые относятся обществом к индивиду и предназначенные для регуляции поведения людей. Такой функциональный подход к морали связан с изучением конкретно-исторического содержания ее норм и требований, выходит из их исторической изменяемости. Задача же этики целиком укладываются в описание и обоснование этих норм и требований с точки зрения интересов общества с целью внедрения их (норм и требований) в сознание индивидов. В пределах такого представления о морали этика осмысливается и как наука об этикете, и как прикладная (подобный технологическим) дисциплина, теряет статус науки в точном значении этого слова.

Другие возможности имеет дияльнисний подход к изучению морали. Понимание ее как деятельности, в которой продукуються моральные ценности и нормы, предусматривает выявление предмета, т.е. того, что осваивается в моральной деятельности, способа его освоения и результата, анализ генезиса морали, выявление ее значения для человеческого развития. Относительно решения подобных задач этика выступает как наука о специфической форме человеческой деятельности, философская теория нравственности, т.е. принадлежит к философским наук.

За происхождением этику относят к философским наукам, за своеобразностью отличают от других философских дисциплин. При этом этика определяется как практическая философия, венцов философии. Если последнюю называют человеческой мудростью, то этику характеризуют как мудрость жизни.

Происхождение этики - не единый аргумент в пользу ее принадлежности к философии, прямая родственность с которой прослеживается через предмет этики и способы его познания. Мировоззренческий уровень философского знания об отношениях человека с миром реализуется этикой с помощью анализа нравственности - сферы их действительного проявления во взаимоотношениях живых, конкретных, целостных индивидов. Общее здесь раскрывается через индивидуальное, сущность специфично человеческого отношения к миру возникает в непосредственности ее существования.

Высочайший, философский уровень обобщения знаний о человеке получает в этике практическое, жизненное подтверждение. Со стороны содержания философской теории, выраженного в системе взаимосвязанных понятий, истинность данной теории вивиряеться тем, насколько их отражение в этике соотносительное с «языком» нравственности, т.е. подтверждается моральной жизням людей.

Примером сказанного может служить ситуация, которая существенно обозначилась на развитии эстетики и этики. Речь идет об одностороннем развитии философской теории в сторону рационального. Рационализм в толковании познания, забвение другой его стороны - сенсуализма на деле означал все более больший отход от рассмотрения человека в богатстве ее отношений с миром, концентрацию внимания на познании мира, безотносительно к тому, кто познает. Подвергая сомнению достоверность знаний, добытых из человеческого чувствительного опыта, рационализм в своем развитии распространяется и на сферы человеческой культуры, в том числе на этику и эстетику.

В эстетике это означает выдвижение на передний план рационального характера художественного творчества, в этике - абсолютизацию рациональных мотивов и принципов моральной деятельности. Приобретенные на этой основе теоретические знания не отвечали тем представлением, которые возникали по опыту эстетичной и моральной деятельности, не воссоздавали специфику художественных и моральных ценностей, не давали представления об особенностях эстетичного и морального сознания, ее структурного выражения.

Заметим, что философские категории не подвергаются уточнению их значений ситуациями повседневной жизни: Вместе с тем на равные их реализации в эстетике и этике это оказывается целиком возможным. Там, где целостность взаимоотношений человека с миром, охваченная на уровне общего и выраженная языком философии, раскрывается в конкретном аспекте ее проявления, и возникает срез, в котором философские категории, конкретизируясь через этические категории, выходят на один из аспектов жизни, схваченного в его целостности,- моральный - и подтверждаются или откидываются в своей сути. Данное наблюдение послужило грунтом для понимания односторонности философского рационализма как учение об «последних основах бытия и познание», а также осмысление природы причин, которые оказались в абсолютизации одного из аспектов - теоретического, доказанного к границе. Поглотив . целостность человеческого бытия и познание, указанный аспект перечеркнул и собственную достоверность.





Вернуться назад