ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНОГО ВОСПИТАННЫЙ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ


В словаре из этики моральное воспитание рассматривается как «одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, усвоение индивидом моральных ценностей; изготовление им моральных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждение и представление о надлежащем воплощаются, в реальных поступках и поведении» Ч Первые шаги человечества в организации общественной жизни были неотделимы от осознания необходимости морального воспитания, которое предопределялось прежде за все потребностью передать моральный опыт старших поколений молодежи. Вместе с тем каждое общество через системы воспитания, которые включают формирование в личности определенных моральных качеств, стимулировало образ жизни своих членов, который отвечает идеалам этого общества, его моральным принципам, нормам и правилам. В конце концов, в значительной мере моральное воспитание оказывало содействие созданию и постоянному поддержанию нравственно-психологической атмосферы, которая благоприятно влияет на жизнедеятельность людей. Не следует оставлять без внимания и идеологическую функцию морального воспитания. Речь идет о том, что в антагонистических обществах моральное воспитание имело целью также сглаживания, затушевывание классовых разногласий.

В философских системах Давней Греции встречаются первые попытки научного обоснования специфики морального воспитания, его задач и целей. Здесь же довольно четко определился и связь морального воспитания с процессом самосовершенствования личности. Искусство периода расцвета афинской демократии (середина V ст. к н.э. ) нередко давало яркие образцы, которые подтверждали тезис о необходимости морального воспитания, одним из результатов которого было умение различать добро и зло. Так, Софокл в своей трагедии «Антигона» утверждал:

Недаром знаменитое Скажет пословица мудрая: Кто лихое считает добрым, Того уже ведут боги На окольный пути бессмысленные,- Недолго ему ждать тягарив недоли.

Первым в античной философии, кто обратился к внутреннему миру человека, был Демокрит (бл. 460 к н.э. - год смерти неизвестный). Именно он заложил основы традиции в этической мысли. Эта традиция заключалась в различении мотива и действия (поступка): «Быть добрым человеком значит не только не совершать несправедливости, а и не желать этого. . . Честный и нечестный человек познается не только из того, что она делает, а и из того, чего она желает». Истинно добродетельный образ жизни связан с высоким уровнем самосознания человека: «Учись значительно больше стыдиться самого себя, чем инших. . . ». Отсюда и особая роль, которая отводится убеждением, когда дается оценка моральной значимости личности, так как: «Лучшим с точки зрения добропорядочности будет тот, кто спонукаеться к ней внутренним поездом и словесным убеждением, чем тот, кто спонукаеться к ней законом и силой».

Поскольку формирование убеждений предусматривает долговременную работу над собой, моральное воспитание у Сократа (бл. 470-399 к н.э. ) неотделимо связанное с самовоспитанием. Самосовершенствование личности философ понимал как процесс, который длится на протяжении всего сознательной жизни. Ксенофонт приводит такие слова Сократа: «Лучше за все живое, я думаю, тот, кто больше за все проявляет заботу о том, чтобы становиться по возможности лучшим, а приятнее за все - кто больше сознает, что он становится лучшим». Дальше Ксенофонт прибавляет от себя: «Все приверженцы добропорядочности, которые знали, что за человек был Сократ, еще и к этим порам всегда сетуют за ним, как за найкориснишим руководителем, который стремится к моральному совершенству».

Сделав моральное бытие человека предметом рассмотрения в философии, Сократ наметил и общий подход к проблемам морального воспитания. Добропорядочность для него, в сущности, одна - знание. Мораль, таким образом, является следствием познания, которое, в свою очередь, выступает способом морального подъема личности. Убеждение, о роли которых говорил Демокрит, у Сократа только тогда становятся крепкой опорой деятельности личности, когда осознаются ею как истинные. Иначе говоря, сведение добропорядочности к знанию и отождествлению ее со знанием становятся формой утверждения моральной суверенности личности.

Если традиционное воспитание выходило из понимание моральных норм как установленных волей предков или даже самыми богами, то, согласно Сократу, эти нормы прежде чем стать регуляторами поведения людей в обществе должны быть обоснованные с помощью ума человека. Не слепое преклонение перед авторитетом, но способность руководствоваться сознательно усвоенным убеждением, умение противостоять, опираясь на истинные знания, ошибочной мысли других является желательным результатом морального воспитания. Оценивая значение этого своеобразного переворота во взглядах на сущность человека, Регель писал: «. . . центральным пунктом всего всемирно-исторического переворота, который составляет сокративський принцип, есть то, что место оракулов заняло свидетельство духа индивидуумов и что субъект взял на себя акт принятия решения». Таким образом, чтобы понять природу этого субъекта, необходимо оставить без внимания все то, что составляет его настоящую природу (стремление к утехам, пользе, счастью), сосредоточив внимание на потому, что привнесенное культурой - этическими знаниями.





Вернуться назад