Культура Старинного Египта


Культура Старинного Египта

Искусство Старинного Египта развивалось свыше 6 тыс. лет. Удивительные памятки архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства сохранили к нашим дням историю цивилизации в долине Нила. Они и сегодня поражают совершенством форм и конструкций, реалистическим достоверностью, высоким уровнем художественного мастерства.

Искусство Старинного Египта было чрезвычайно зависимым от религии, и это в значительной мере замедляло его развитие. Культовые догматы требовали канонизации художественных образов, сурового наследования упроченным образцам. И вопреки всему на протяжении продолжительного периода египетская художественная культура развивалась, отбивая и новые требования времени, и борьбу разных социальных верств.

Роль искусства в Старинном Египте была абсолютно другой, чем в современной культуре. В отличие от мимолетной земной жизни, искусство було носителем бытия вечного, главным средством обеспечения бессмертия. Поэтому работа художников считалась священнодиею. Они занимали высокое социальное положение, часто были жрецами.

Ведущим видом искусства Старинного Египта была архитектура, а все другие виды определенным чином зависели от нее. В Египте уже в начале III тысячелетие к н.э. составляется монументальная архитектура. Причем почти не сохранилось общественных зданий, тем не менее множество - поховальних сооружений и храмив.

Монументальность форм - вот что прежде всего впадает в вече при знакомстве с самобытной египетской культурой. Грандиозность архитектуры царских погребений определяла стиль скульптуры, стенописи, которые составляют единый ансамбль с архитектурным комплексом.

Предшественницей пирамиды была так называемая мастаба - каменное или кирпичное сооружение прямоугольной формы. Со временем стремления отличить из других погребений царское ведет к увеличению размеров погребения - сначала в периметре, а потом и по вертикалу. Одной из первых сооружений, где оказалась эта тенденция, есть пирамида фараона Джосера на равнине Саккара (XXVIII ст. к н.э. ). ее конструкция, заввишки 60 г, состоит из нескольких прямоугольников, сведенных один на один - от наибольшего до наименьшего. Возраст этого великана монументальности 4700 лет. Сохранилось имя творца самого грандиозного строения, зодчего Имхотепа - архитектора, астронома и врача.

Имеющейся иллюстрацией истории являются пирамиды вблизи Гизи, которые дают полное представление о характере и размахе египетского поховального строительства периода Старинного царства. Огромные гробницы фараонов IV династии Хеопса, Хефрена, Микерина - памятники работы сотен тысяч рабов - височать среди песчаной пустыни неподалеку от Каира.

Этому архитектурному комплексу, в состав которого входят, кроме трех пирамид, колоссальный сфинкс, ритуальные храмы и многочисленные пирамиды-спутницы, где похоронены родственники фараона и знати, присущий четкий ритм и суровая геометрия.

Наиболее грандиозной за параметром и площадью в Гизе есть пирамида Хеопса, построенная архитектором Хемиуном. Высота ее без шпилю 143,2 г. Составленная пирамида с 2 300 000 каменных глыб весом по 2,5 т каждая. Теперь этот каменья смогли бы перевезти 20 000 товарных эшелонов, в каждом из которых по 30 вагонов. Сто тысяч рабов строили пирамиду на протяжении 10 лет. Возраст упомянутого колоса достигает 4600 лет. Внутри делится на три камеры, из которых третья - усипальня самого царя, обличкована безупречно отшлифованными и тщательно подогнанными гранитными плитами. К архитектурной группе в Гизе, как уже отмечалось, входили поховальни храмы. Остатки храма фараона Хефрена сохранились к нашим дням. Он стоял к западу от пирамиды, на гранитной террасе и занимал немалую площадь. Формой он напоминал большую мастабу. Фасад и стены его были обличковани отшлифованным розовым гранитом, за что его называют гранитным храмом. Равные плоскости стен, массивные четырехгранные столбы, величественные скульптурные изображения фараона ярко выражают монументальный стиль, присущий всему архитектурному комплексу. В центральном зале стояли 23 тронные статуи фараона, большей частью из алебастра и сланца, и 16 гранитных колонн; два его входа стерегли 4 лежачие сфинкса. Закрытый переход совмещает нижний храм Хефрена с верхним, расположенным непосредственно возле подножия пирамиды. Неподалеку находится гигантский сфинкс - скульптурное изображение лева с главой фараона - воплощение идеи сверхчеловеческой силы египетского властителя. Каменный колос высечен из огромного монолита. Его высота - 20 г, длина - 57. На голове сфинкса - полосатый царский платок (немесс), во главе высечено урей - священную змею (кобру), что предохраняет царскую власть. Этот величественный страж царского пантеона и сегодня стоит на границе дикой пустыни, поражая царским величием и неразгаданной тайной, которая, кажется, навеки застывшая на исщербленному седой давностью лице. Монументальный страж и ныне караулит Гизехський некрополь. Пирамида Микерина уступает своим соседкам - пирамидам Хеопса и Хефрена - и стоит на значительном расстоянии от них. Тем не менее отличается обличкуванням из красного асуанского гранита, который первоначальное укрывал треть высоты пирамиды, а дальше изменялся на белые плиты из известняка. В таком виде пирамида просуществовала к XVI ст. н.э.

Сооружение грандиозных царских памятников отрицательно обозначалось на экономике государства, отторгая огромное количество людей от земледелия, ремесленничества и тем вызвало неудовольствие не только народных масс, а и знати.

Пирамиды, построенные после пирамиды Хефрена, имеют значительно меньшие размеры. Качество кладки ухудшается, зато сравнительно больше внимания отводится оформлению поминальных храмов, их стены расписываются цветными рельефами, которые возвеличивали божественное происхождение царя, его победные боевые походы и т.п..

В конце периода Старинного царства в Египте происходят важные социально-политические изменения. Постоянные войны и гигантские строительные работы по сооружению пирамид и храмов вконец подорвали экономику страны и привели к ослаблению власти фараонов. Египет распался на отдельные области - номи, между правителями которых точилась жестокая борьба за власть.

Период Среднего царства отмечается борьбой за объединение Египта, в результате которой власть в стране захватили южные властители. Столица страны переносится с севера в город Фиви (египетское название Уасет), где начинает интенсивное сооружение царских гробниц и храмив.

Величайшим в фиванському некрополи есть поминальный храм в Дейрель-Бахри царя Ментухотепа И, родоначальника XI династии, который завершил объединение страны. На стенах сохранились многочисленные рельефы, выполненные в стиле предыдущей эпохи. Интересной особенностью строения являются направления из центра храма невысокой пирамиды на массивном цоколе, обличкованой плитами белого известняка. И главным архитектурным отличием сооружения возникает фантастическая багатоколоннисть - 254 колона. Перед рештками колоннады храма можно увидеть 6-следы ты десятков ям, вырубленных в скале через равномерные промежутки. Назначение целиком однозначное - для зеленых насаждений. Итак, когда-то перед царским некрополем изобиловал декоративный сад.

Вообще искусство Среднее царство обозначено стремлением подражать памятникам Старинного царства. Продлевается строительство пирамид, правда, меньших за размерами. Заимствование давних образцов наблюдается также в скульптурном портрете, который воплощает идеализированный образ царя-бога.

Общий язык с жрецами старался найти преемник Ехнатона, его юный зять Тутанхамон, который подозрительно умер в молодом возрасте.

3.2. Скульптура

В Старинном Египте, как и во всем старинном мире, обожествляли силы природы. После разлива Нила изменение засухи расцветом растительности воспринималась как воскресение бога растительного мира Осириса. Миф о чудесном воскресении его породил верование людей в загробную жизнь, которой, в свою очередь, обусловило возникновение и развитие портретной скульптуры. Считалось, что душа умершего может находиться в его скульптурном изображении. Вот почему рядом с мумификацией трупов в Египте значительно распространился обычай ставить в местах погребения статуи.

Древнеегипетскую скульптуру характеризует высокая степень развития, несмотря на суровые религиозные каноны.

Статуям присущий симметричность фигур, статичность поз, спокойная сосредоточенность лица. Все это мы наблюдаем в изображении фараона Хефрена. Фронтальное положение статуи, обобщенность форм, лицо, лишенное аффектации, взгляд, направленный вдаль, - такие черты скульптуры продиктованные культовыми требованиями, из поколение у поколение оставаясь характерными признаками египетской пластики. Египетские скульпторы прекрасно владели техническими возможностями разных материалов: гранита, алебастра, песчаника, дерева, меди и т.п..

О высоком уровне скульптуры свидетельствуют портретные статуи фараонов IV династии Джедефра, Микерина, Шепсескфа. Основная мысль, которую стремились донести творцы резца, - изобразить фараона как воплощение бога. Скульптуры отмечаются точным воспроизведением пропорций натуры и прекрасным моделированием форм. Весомое место в египетской скульптуре занимают статуи вельмож. Среди досконалиших - портреты Рахотепа и его жены - Нофрет. В них правдиво воплощенные индивидуальные особенности супружества; полные щеки, толстые губы мужчины и удлиненный нежный овал лица женщины. Выразительное лицо зодчего Хемиуна - резкие линии носа, маленькие уста, глубокие повики - передает волевой, жесткий характер царского родственника, руководителя строительства пирамиды Хеопса.

Найталановитиши произведения отмечаются и типизацией, и остротой индивидуальных характеристик. Примером этому есть образы царского сына Каапера, вельможи Ранофера.

Египетские мастера стенописи пользовались красителями минерального происхождения. Белую краску получали из известняка, красную - из красной вохри, зеленую - из малахита, желтую - из вохри, голубую - из лазурита.

Содержание настенных росписей зависело от их назначения: в поминальных храмах прославляли царя, изображали битвы, увлечение пленных, охота, рассказывали о севе, жатве, рыбалке, охоте в зарослях Нила, работу ремисникив.

Подобные сюжеты выполнялись и техникой рельефа. В скульптуре Древнего царства наблюдаются оба вида египетского рельефа: барельеф и контррельеф (углубление контуров на поверхности камня).

Композиция рельефов разворачивается в горизонтальных плоскостях, которые находятся одна под одной. Своеобразным есть также принцип построения человеческой фигуры на рельефной плоскости : глава и ноги - в профиль, плечи и грудь - в фас. Фигура царя и вельмож за размерами намного больше других фигур. Соблюдая основных канонов изображения, художники старались расширить круг сюжетов и образов, вводя в композиции сцены работы, жанровые эпизоды.

Старинные египтяне, снаряжая покойников в потусторонний мир, наделяли их множеством нужных вещей, в частности их любимыми литературными произведениями, поэтому в старинных гробницах выявлено немало памяток древнеегипетской художественной словесности, и наши знания о ней довольно полные.

Древнейшие литературные памятки Египта сохранились еще от эпохи Старинного Царства. Это "Тексты пирамид", которые содержат "биографии" вельмож составленные в прозаической и почастиримований форме твори, що имеют не только историко-познавательное, а и певне художественное значение. "Биографии" настолько зрелые художественно, что к тому времени, вне всякого сомнения, уже прошли продолжительный период своего развития. Так вот древнеегипетская литература зародилась еще задолго к появлению письменности, в форме устного народного творчества. "Биографии" вельмож, например, возникли из обрядовых песен-плачей, в которых специальные плакальники и плакальщицы не только демонстрировали горе по поводу смерти соотечественника, а и прославляли его действие.

Источника из истории Старинного Египта делятся на четыре группы: древнеегипетские письменные памятники, сообщение античных авторов и Библии о Египте, жанровых сцены, изображенные на стенах храмов и гробниц, памятки материальной культуры.

Древнеегипетских текстов сохранилось немало, так как египтяне любили писать и нередко писали на "вечном" материале: на стенах и колонах храмов и гробниц, на каменных плитах и саркофагах, на костяных дощечках (палетках), печатях, амулетах и т.п.. И вдобавок они своим основным материалом для письма папирусом часто пеленали мумии, пропитывая его ароматными смолами, чтобы сделать более долговечным. Из письменных источников египтологи более всего ценят списки фараонов (царив), выявленные на стенах храмов в Карнаци, Абидоси и Саккара. Эти списки содержат не только имена фараонов, а и года их царствования, которое делает их незаменимыми для составления хронологии. Жаль только, что в разных списках фараоны именуются по-разному, так как это нередко ставит в безысходность египтологов. Ценную историческую информацию содержат также царские летописи, особенно "Палермський камень", "Аннали Тутмоса III", "Стела Пианхии" ("Поэма О Кадешську битву") и т.п.. Однако к этой информации нужно относиться, очень критически, так как фараоны имели плохую привычку приписывать себе военные заслуги своих предшественников, "набирали взаймы" один в одного военные сюжеты и изображали себя победителями даже в тех случаях, когда для этого не было жодних пидстав.

Важным, временами незаменимым дополнением к письменным источникам, есть удивительно реалистические жанровые сцены на цветных рельефах и росписях египетских храмов, гробниц и саркофагов. Египтяне верили, что эти изображения "оживут" на том миру, чтобы покойник оказался в обычном для него окружении, поэтому выполняли их по возможности правдивее и всеосяжнише, что превратило их в настоящую энциклопедию древнеегипетской жизни.

Ценные сообщения о Старинном Египте есть в иностранных вавилонских, ассирийских, кушитських и др. надписях. Относительно Библии, то ее египетские сюжеты касаются почти исключительно пребывания старинных евреев в этой стране. Существенным образом дополняют ту информацию, которая есть в царских летописях, "автобиографии" египетских вельмож, тем не менее и эти источники не особенно отягощены исторической правдой. При знакомстве с ними упоминаются иронические предостережения Бернарда Шоу: "Когда вы читаете биографию, не забывайте, что правда всегда непригодная для опубликования".

Среди египетских письменных источников почти полностью отсутствуют юридические документы и материалы хозяйственной отчетности, а те отдельные, что дошли к нам, не во всем правдиво воссоздают хозяйственную жизнь страны, так как, как отмечает египтолог О. Д. Берлев, "страсть к рекордам, свершениям, перевыполнениям была у египтян в крови". Чтобы исследовать общественную жизнь в Египте, ученым приходится больше пользоваться литературными и даже религиозно-мифологическими сюжетами, наследством древнеегипетской живописи.

О научных знаниях в Старинном Египте рассказывают словари, задачники, медицинские и астрономические трактаты, древнейшая в мире "энциклопедия" ("энциклопедия Аменемопе"). Религиозная жизнь старинных египтян довольно ярко отображенное в их богатой заупокойной литературе ("Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых" и т.п.).

Таким образом, древнеегипетские письменные источники наихуже отображают социально-экономическую историю страны, лучше политические, культурные и религиозные процессы.

Из письменных источников египтологи более всего ценят списки фараонов (царив), выявленные на стенах храмов в Карнаци, Абидоси и Саккара. Эти списки содержат не только имена фараонов, а и года их царствования, которое делает их незаменимыми для составления хронологии. Жаль только, что в разных списках фараоны именуются по-разному, так как это нередко ставит в безысходность египтологив.

Египетский народ создал богатую литературу, которая имела в дальнейшему влияние на античную и арабскую литературы. Авторитет египетской науки, в частности математики, астрономии, медицины, географии, истории, в старинном миру был довольно питомим.

V. Использованная литература:

1. Рак. Й. В. Мифы Древнего Египта. Спб. , 1993. С. 3140.

2. Коростонцев М. А. Религия Древнего Египта. Г. , 1976. С, 47.

3. Васильев Л. С. История религий Востока. Г. , 1988. С, 76.

4. Гордон Ч. Древнейший Восток в свете новых раскопок / Пер. с англ. Г. , 1956- С. 98,





Вернуться назад