Этические учения давней Индии


Этические учения Давней Индии

Материальному миру древнеиндийская философия уделяла значительно меньше внимания, считая его предметы и явления непостоянными, преходящими, неистинными, своеобразным миражом. В центре внимания этических учений Давней Индии был человек, ее психика, моральные аспекты бытия. Выделение этих феноменов как объектов, которые находились у древнеиндийской философии, происходило постепенно.

Этика веданты

Продолжительное время основой социального уклада в Давней Индии была сельская община, которое обуславливало общественное отношение и моральные измерения жизни индусов. После распада первобытнообщинного порядка (ИИ тыс. к н.э. ) на территории Давней Индии образовались мелкие рабовладельческие государства, сформировалось классовое общество, социальной базой которого были четыре социальные группы (Варны, касты) - брахманы, кшатрий, вайший и шудри. Высочайшей кастой были брахманы-жрецы. К кшатрий принадлежали военные, родовая аристократия. Вайший объединяли полноправных общинников, преимущественно земледельцев, со временем и торговцев и некоторых ремесленников. Шудри - наиболее низкая варна, которую представляли неполноправные, зависимые земледельцы, ремесленники и рабы.

Такая этническая, социальная, политическая пестрота древнеиндийского общества порождала многочисленные социальные конфликты. Для удержания социального порядка необходимая была правовая регламентация отношений. Ощутимую роль отыгрывали и моральные нормы, правила, предписания, традиции.

Вопреки значимости предыдущих периодов в развитии Давней Индии, в истории культуры моральной и духовной жизни страны особенно важными есть ранний (ведический) период, когда создавались священные книги древнеиндийской (ведический) религии - Веды (его начало приходится на ИИ тыс. к н.э. ) - санкх'я, вайшешика, веданта, миманса, йога, ньяя (ортодоксальные, т.е. правомерные школы - астика, которые противостоят иноверным школам и ерасям), джайнизим, буддизм, чарвака, локаята (неортодоксальные школы - настика).

Веды ( священное знание) - древнейшая памятка индиськой литературы, совокупное название песен, торжественных гимнов, жертвенных заклинаний, приписив, правил, богословских обучений, есхатологичних соображений.

Объединенные они в такие четыре священных книги: Ригведа («веда гимнов»), Самаведа («веда мелодии»), Яджурведа («веда жертвоприношений») и Архарваведа («веда заклинаний»). К водительской литературе принадлежат также позднее комментарии к Ведам: Брахманы (ритуальные тексты), Араньяки (книги о правилах поведения пустынников), и Упанишади ( философские трактаты). Эти тексты удостоверяют переориентацию взглядов народов, которые населяли страну, из явлений внешней деятельности на внутренний мир человека, ее психику, мышление и моральные качества, а также на отношения между людьми. В этих книгах объясняется причины социальных отличий между людьми (кастового деления), чему человеку приходится переживать то страдание, то блаженство, которые силы предопределяют такие особенности ее бытия. Непересекающейся ценностью для утверждения моральных измерений личности в древнеиндийском обществе, а соответственно, и для истории этики, есть соображения о том, что познание мира она должны начинать из самопознания, которое является наивысшей формой знания, источником счастья. Такое же значительно для действенности морали сформулированное в Упанишадах учениях о сансару - переселение человеческой души в тело другого человека, животных или даже в предметы природы. Все зависит от того, как она жила: душа праведника находится пристанища в теле человека высшей касты (Варны), даже брахманы (жреца), а душа грешника - в теле животных или даже какого-то урода. Вознаграждение за добро, наказание за совершенное зло толкуется как карма - своеобразные благодарность или месть за то, как человек жил. Ей следует придерживаться присущий для своей касты (Варны) правил, норм, законов жизни, поскольку их установил верховный бог Брахман и согласно им оценивает человеческие поступки.

На этом учении происходит концепции большинства философских школ давней Индии, прежде всего веданты. Эта религиозно-философская школа есть одной наиболее распространенных в Индии. Ее названия происходит от названия богословского произведения «Веданта» (окончание Вед). Она объединяет такие течения, как веданта, пурва-миманса, некоторые учения вишнуйзму и шивайзму, а также неоиндуйзму. Веданта - одна из ортодоксальных (таких, что определяют бесспорный авторитет Вед) философских школ. Ее основателем считают Бадараяну (ИV - ИИИ ст. . к н.э. ). Учения грунтуется на толковании высказываний в священных текстах индуизма о Брахмане (абсолют, высшую духовную реальность, творческое начало) и атмана (субъективное, индивидуальное духовное начало). Согласно учениям Брахман возник первым из богов, он - творец всего, охранник мира, атман е субъективно психологической основой индивидуального бытия. Цель познания, за ведантой, состоит в освобождении от ошибочных представлений о миру и человеке, постижение истины, которую олицетворяет Брахман. Моральная цель - в очищении, освобождении от страстей, ошибочных склонностей, прежде всего от семы грехов (пьянства, сварливости, нарушение прав собственности и др. ) и в возвращении в лоно Брахмана. Речь идет о слиянии атмана с Брахманом как мировой душой, необходимой предпосылкой которого являются освобождения от Санжари (кругооборота рождений и смертей) с ее бесконечными перерождениями (стирает рождениями). Достичь этого очень тяжело, ведь оно доступное лишь отданным, благочестивым людям, т.е. жрецам-брахманам. Представители других варн должны всеми помыслами и делами заботиться об улучшении своей кармы, т.е. о повышении качества следующего стирает рождение. Кто ищет лишь приятного, а не спасенного, тот отдаляется от истины и добродетелей. Истинное благо способен различать только ум, он и является критерием выбора добра. В ведийних произведениях, в частности Законах Ману, речь идет о непременной потребности познавать Веды, поскольку зашифрованное в них знание - вечный глаз предков, богов и людей, а их предписания непостижимые и неизмеримые. Знание Вед, которое доступное только брахманам, способно заслужить прощение любой грех. Поэтому брахман, который удерживает их в памяти, не заплямовуеться никаких грихом.





Вернуться назад