Что такое искусство. Его место в эстетике


К. Станиславский разработал систему работы актера над собой и над ролью.

Древнейшее искусство театра принадлежит Старинной Греции, где ритуальное заклание козла в честь бога Диониса родило “козлиную песню” - “трагос оде” - трагедию. Вместе с тем песня веселой команды Дионисових сподвижников - “космос оде” - породила комедию. Итак, пятеро выдающихся драматургов Эллады - Есхил, Софокл, Еврипид (авторы трагедий) и Аристофан и Менандр (авторы комедий) - еще задолго к нашей эре на все будущее заложили основы мировой драматургии и театра.

Со временем христианизация Европы привела к упадку театра.

Обновление театра состоялось в эпоху Возрождения. Вершиной ренессансного театра стал для всего мира Вильям Шекспир.

ХVII ст. прошло в театре под знаком классицизма и благодаря закону трех единств - места, времени, действия (Мольер, Корнель, Расин).

Эпоха Просвещения в культуре ( ХVИИИ ст. ) характеризуется появлением новых жанров - драмы в начале столетия и мелодрамы в его конце.

На поч. ХИХ ст. рождается укр. профессиональный театр. В 1819 г. в Полтаве Иваном Котляревським была написанная и поставленная “Наталка Полтавка”.

В самом конце столетия громко заявила о себе новая театральная профессия - режиссура.

Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод: “Театр должен быть таким, как самая жизнь. А это и есть ответ на вопрос: “А которым должен быть современный театр?”

Роль музыки в культурной эволюции общества чрезвычайно большая. Как всякое искусство, она может с большой силой выражать то, чем живут люди: горе, радость, заветные ожидания, мечты о счастье. Музыка - это искусство динамическое, выразительное, слухове (за восприятием). Заслуживает внимания проблема специфичности “материала” музыки, или языка музыки. Когда языком живописи являются краски, литературы - слово, хореографии - жест, то в музыке - это организованный особым чином звук. Звук - чрезвычайно неустойчивый материал, его невозможно остановить, особенно если иметь дело с “живой” музыкантом, а не с механической записью. К звуку невозможно возвратить, как, например, к слову. Здесь нет зрительного восприятия. Звук остается лишь в памяти. Он характеризуется определенной высотой, громкостью, продолжительностью, тембром.

Музыка проходит сложный путь от ее творца (композитора) к слушателю, поскольку она должна быть не только созданной в сознании и записанной - музыку необходимо выполнить.

Итак, специфичность музыки заключается в том, что ей присущие два разновидности творчества: “первичный” - композиторский и “вторичный” - исполнительный.

Музыка была неотделима от других разновидностей искусства: поэзии, танцев. Самоопределение музыки, развитие ее как самостоятельного искусства происходили постепенно.

За сутки Средневековья музыка как профессиональное искусство находилось под властью церкви.

В пор Возрождения развило искусство выполнения, сформировались современные принципы нот описания, сложилась система профессий1ной музыкального образования.

В ХVИИИ ст. появились такие титанические фигуры как Моцарт, Бетховен, Бах и др. Каждый из этих художников справил огромное влияние на развитие всей мировой музыкальной культуры. До конца ХVИИИ ст. музыка толковалась как наука, знание.

В ХИХ ст. начинается осмысление музыки как искусства, которые имеет определенное содержание и сенс.

ХVИИИ-ХИХ ст. - период высокого расцвета музыкальной культуры Украины (М. Березовский, Д. Бортнянський, А. Ведель).





Вернуться назад