Культура и религия


1. Вступление

Выясним суть связи религии и духовной культуры. Философия в свое время разработала понятие «духовное производство» для характеристики производства идей, знаний, представлений, художественных ценностей («духовное производство данной общественной формации»). Вероятно, именно продукты духовного производства в широком понимании и составляют элементы духовной культуры.

В основе теологических концепций понимания духовной культуры лежит идея относительно определяющей роли религии в развитии цивилизации и культуры. Относительно православия данную идею в начале XX ст. развивал русский религиозный философ П. О. Флоренський, который доказывал, что именно религия создает культуру, составляет содержание, выполняет те самые функции, что и искусство, наука, мораль. Производным здесь есть этимологический вывод им понятие «культура» из слова «культ». Поскольку слово «культура» имеет корень «культ», считает православный мыслитель, то и самая культура, культурные ценности е лишь производными культа.

На дохристианских этапах развития общества, на мысль П. О. Флоренського, человек ориентирует собственную деятельность на «материальные интересы», июзвиваючи лишь материальную культуру. «Одухотворяться» душа человека начинает лишь после Исуса Христоса. Именно из «богоявление» особого значения в духовно-историческом развитии приобретает София, Божественная Премудрость, которая выводит человека с состояния «духовного сна» и обеспечивает развитие духовной культуры. П. О. Флоренський разрабатывает целую концепцию, которая получила название «софиология», где старается осветить духовность человека как результат действия Софии, что является промежуточным звеном между Бог и человеком, приближает первого к последней и возвращает последнюю к первому. Он полностью возражал творческую деятельность человека как настоящего творца культурных ценностей, не учел динамизма исторического развития культуры.

Современные православные богословы, идя по П. О. Флоренським, определяют духовную культуру как внеземное, сверхъестественное явление, ограничивают П лишь религиозными идеями и нравственно-религиозными требованиями. При этом не берутся к вниманию материальная основа культуры, первоочередное значение, неразрывное единство материальной и духовной сторон культуры.

Подобная точка зрения существует в католической и протестантской культурологий. В частности, в пастырской конституции, одобренной Ватиканським собором, подчеркивается, что христианское вероучение обновляет и очищуе духовную культуру, поднимая развитие на новую ступень. Протестантская теология также рассматривает религию как субстанцию духовной деятельности человека, как форму осмысления и правильного восприятия культурных ценностей.

В свою очередь мусульманские культурологи называют ислам «цивилизаторской религией» и утверждают, что всем достижением в науке, культуре мусульманский мир обязан исламу.

Таким образом, приведенные богословские системы считают религию той единой основой, лишь на грунти которой могла возникнуть и достичь высот духовная культура.

2. Религия как органический элемент культуры

С научной точки зрения духовная культура не имеет ничего сверхъестественного. Она выступает механизмом передачи накопленных обществом разнообразных ценностей и традиций, охватывает сферу духовного производства, куда входят такие формы общественного сознания, как философия, искусство, политика, право, этика, наука, в т.ч. и религия. Научная концепция выходит из органического единства материальной и духовной культуры. При этом решающая роль предоставляется материальным основам культуры.

Духовная культура имеет собственные особенности: она носит классовый характер, имеет историческую обусловленность, фиксирует национальные особенности, включает в себя общечеловеческие ценности. Все это есть характерным для всех элементов духовной культуры, в т.ч. и для религии.

Итак, религия е сложным духовным образованием. Укажем, что к недавнему времени наша литература предоставляла ей крайне упрощенную оценку. Религия определялась как система «невиглаських» представлений о миру и человеке.

Как особая система духовной деятельности людей религия имеет собственную специфическую структуру. В ней можно выделить такие основные элементы, как религиозное сознание, религиозные чувства, религиозный культ, религиозные организации.

Религиозное сознание включает два взаимосвязанных и вместе с тем относительно самостоятельных уровне: религиозные психологию и идеологию.

Религиозная психология - это совокупность присущий массе верующих представлений, чувств, расположений духа, привычек, традиций, связанных с определенной системой религиозных идей.

Религиозная идеология - это более или менее стройная система идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации, профессиональные богословы и служители культа.

В историческом аспекте религиозные психология и идеология становятся ступеньками развития религии.

Религиозная идеология в современных религиях включает в себя теологию, или богословие, богословские концепции экономики, политики, права, искусства, религиозную философию и т.п.. Важнейшей частью религиозной идеологии есть теология. Она формулирует «доказательства» идеи Бог, дает систематизированное изложение религиозных взглядов на мир, человека в мире, на смысл ее бытия. Источником идеологии каждой религии есть ее «Святое письмо» (Трипитака - у буддистов, Библия - у христиан, Коран - у мусульман и др. ). Подчеркнем, что богословы неоднозначное толкуют одну и одну и ту же «святую» книгу и что это зависит от их собственных социально-политических позиций, условий конкретной исторической эпохи. Например, православные христиане, католики, протестанты за основу своего вероучения берут Библию, но толкуют отдельные ее положение по-разному. Итак, основой религиозной идеологии каждого веропризнания можно считать его собственное понимание и толкования «божьего откровения», т.е. текстов «Святого письма».

Религиозная идеология выступает в форме фантастических представлений о сверхъестественном миру, установок святых пророков и сыграет для широких масс верующих роль популярной, жизненной философии.

Существенным элементом религии является эмоциональное отношение людей к созданным их воображением сверхъестественных сил. Специфика религиозных чувств заключается в том, что они направлены не на реальные, а на выдуманные, иллюзорные объекты, на сверхъестественное.

Неотъемлемой частью любой религии, ее реализации в сфере повседневной практической деятельности есть культ - совокупность символических действий, с помощью которых верующий старается повлиять на сверхъестественные объекты. К культу относятся: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужение, посты, молитвы, а также материальные предметы, которые при этом используются - храмы, священные реликвии, посуда, одяг.

Конкретные формы реализации религиозного культа в разных конфессиях неодинаковые. Так, католицизм и православие сохраняют верность пышной театрализованной обрядности. Они широко используют искусство: живопись, скульптуру, музыку, пение и т.п.. Обряды в протестантизме носят более скромный и суровый характер: уменьшено количество таинств и праздников, упрощенно богослужения. Основу культа в нем составляют индивидуальные формы общения верующего с Бог - молитвы, покаяние, мистические откровения.

Религия материализуется также в религиозных организациях - объединениях последователей той или другой религии, которые возникают на основе общности верований и обрядов. Религиозные организации выполняют широкий круг функций, главными из которых есть удовлетворения религиозных нужд верующих, регулирование культовой деятельности, разработка и пропаганда вероучения, обеспечение целостности организации.

Религиозные организации могут выполнять и нерелигиозные функции (политические , правовые и др. ), что помогает религии сохранять свои позиции в социальной и духовной жизни общества.

На практике иногда смешивают элементы религии или выдают одно за другое. Скажем, известные определения «религия есть опиум народа», «религия - один из видов духовного угнетения» или «орган буржуазной реакции» касаются политики и функций церкви в далеком прошлом. Однако мы не можем отнести их к современности, к каждому из элементов религии; скажем, нельзя трактовать Библию - выдающееся произведение духовной культуры человечества - как «опиум». Нельзя также назвать современные церкви, религиозные общины в нашей стране «органами буржуазной реакции».

Перенесение оценок элементов религии, которые выносились в прошлому, на религию и церковь за новых социальных условий может привести (и приводило) к нежелательным, даже трагических социальных наслидкив.

Таким образом, религиозные представления, расположения духа, действия и организации представляют единый религиозный комплекс, все элементы которого неразрывно связаны между собой, а также с конкретными социально-политическими условиями жизни нашей страны.

3. Библия - виднейшая памятка и источник развития мировой культуры

Библия - выдающаяся памятка христианско-иудейской культуры. Библия представляет собой собрание религиозных произведений, написанных на протяжении огромного исторического периода с XIII ст. к н.э. по П ст. н.э. Она состоит из двух частей: Старое и Новое завещаний. Слово «завет» означает «завещание», «установка», «совет». Иудейская религия признает за святую лишь первую часть Библии, т.е. Старый (или Обветшалый) завещание; христианская считает святой, за исключением отдельных книг, всю Библию.

Библейские книги, которые их христианство признает «богодуховенними», в свое время были канонизированные церковью. К числу канонических книг принадлежат: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконня, книги Екклезиаста, Исайй, Еремий, четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Откровение Иоанна Богослова и др.

В состав Библии также входят ряд книг, которые церковь не считает каноническими, но признает полезными. К ним принадлежат вторая и третья книги Ездри, Иудифи, Премудрости Соломона, Мудрости Исуса, сына Сирахова, Послание Еремии, книга пророка Варуха, книги Маккавейв. Неканоническими есть и некоторые фрагменты канонических книг. К Библии не включены апокрифы, которые их церковь отбрасывает как подделанные и еретические. Причиной невключения многих произведений раннехристианской литературы в состав Библии была борьба в первые столетия существования христианства между разными сектами и группами. Многочисленные течения в христианстве обосновывались свои вероучения ссылками на откровение и Евангелия, которых насчитывалось в то время несколько десятков. Церковь вела жесткую борьбу против так называемых еретических толкований «святого письма» и прилагала усилия к викоринення апокрифической литературы. Свыше 200 старозаповитних и новозаветные произведения отнесены церковью к апокрифическим, среди них: книга Еноха; завещания 12 патриархов; апокалипсисы Ездри и Варуха; восхождение Исаив; евангелия Аппелеса, Варнави, Варфоломея, Иуды, Манифейв, Сирийцив, Василида и др. Несмотря на усилие церкви относительно викоринення апокрифической литературы, много книг сохранилось к нашим дням. Они имеют большое значение дл изучение борьбы разных общественных групп и исследование экономической, религиозной, философской, моральной и этической жизни того времени. Состав Библии утверждено 364 г. на Лаодикейському соборе и дополнено Апокалипсисом (или Откровением Иоанна Богослова) в 692 г. на Константинопильському соборе.

Формирование библейских книг иудейской и христианской религии тривало тысячелетие. Отдельные элементы Старика завещания возникли задолго до того, как сложились библейни книги. Старинными фрагментами является песня Девори из Книги Судей, похоронная песня Давида по поводу смерти Саула и Ионафана из второй Книги Царств. В книгах Старика завещания получили религиозное осмысление события из жизнь старинных еврейских племен - их хозяйственные занятия, социальные процессы, войны и походи, в которых они принимали участие.

Образование древнееврейского рабовладельческого государства выдвинуло перед господствующими классами задачи литературного оформления тех религиозных представлений и мифов, которые давали возможность обобщить и оправдать существующие порядки. Библия описывает царствування первого царя Израйля Саула, его преемника Давида и выделение при их правлении бога Ягве в центральную фигуру иудейского пантеона. Особенно подробно описанное строительство в Иерусалиме за царя Соломона (X ст. к н.э. ) храма Ягве, который должен был стать символом единства и гармонии «всех сынов израилевых».

Религиозно-правовым актом, направленным на окончательное внедрение культа Ягве, постоянная основная часть Второзаконня - Книга закона, которую будто бы найдено в Иерусалимском храме царем Иосиею. Фактически Книга закона была написана в связи с необходимостью осуществления религиозных реформ с целью укрепления царской власти за счет усиления позиций судейских и жреческих корпораций. Активными сторонниками реформаторских начинаний Иосий были жрецы, среди которых мог быть и Еремия, за именем которого названа книга. В ней содержатся страстные призывы отказаться от других богов и у имени вечного спасения навернуть свое сердце к Ягве. Исследователи Библии довели, что предрекание Еремий изъяты и собраны из разных летописей и скомплектованы так, чтобы содержание их оправдывало и освящал внедрение порядков, которые сдавали большие материальные и политический^-политические-религиозно-политические выгоды храмовым жрецам во главе с царем, которые правили суспильством.

Однако ни царь Иосия, ни пророк Еремия, ни жреци не смогли привить народу мысль относительно верности единому богу Ягве. Это произошло намного позднее и було вызванное другими историческими событиями. 586 г. к н.э. войска вавилонського царя Навуходоносора напали на Иудейское царство, уничтожили Иерусалимский храм, вывезли к Вавилоний правящих сановников, жрецов и часть народа. Жреци Иерусалимского храма поставили перед собой задача зафиксировать в связном виде основы вероучения Ягве, распорядок, правила и ритуалы храмового культа, правила поведения в быту, многочисленные запреты, которые касались пищи, одежды, смешанных браков. Все это было направленное на консолидацию еврейской народностей на религиозной основе, преодоление тенденций к ассимиляции иудейв.

Собрание этих материалов жрецы подали в пяти книгах Мойсеевих под названием Тора. В них изложены жреческие представления о божественном создании Вселенной и человека, сказ о далеких пращурах евреев и их потомков, о так называемый египетский плен израильтян и выход из него под проводом Моисея, мытарства евреев в поисках земли «обетованной» и, в конце концов, о счастливом завершении всех несчастий благодаря постоянному заступничеству Ягве «избранному народу». Укажем, что ветхозаветные мифы и легенды относительно создания мира и человека, грехопадение Адама и Ени, рождение и законодательную деятельность Моисея и много других, подобный стародавниших шумерских, вавилонських, египетских, финикийских и хеттских легенд; следующая за П'ятикнижжям книга Исуса Навина включает многочисленные тексты из тех самых источников. После вавилонського плена народная фантазия в религиозной форме продолжала составлять новые произведения, которые вошли впоследствии в сборник Старика завещания. К ним принадлежат Псалтырь, составленный из Псалмов, созданных в разные времена, Екклезиаст и др. Последней за временем постоянная книга Данийла, 60-датированная и годами II ст. к н.э. Кодификация, а позднее и канонизация Старика завещания состоялась в последние столетия к н.э. Окончательный состав ветхозаветный канон установлен около 90 - 100 г. н.э. в г. Ямний (Палестина) иудейской богословской академией и Синендрионом - религиозно-законодательным центром иудаизма.

Появление библейских книг Нового завещания связанная с возникновением христианства. Первой новозаветной книгой за временем было Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Она написана 68 г. н.э. Научный анализ ее текста удостоверяет, что содержание еще тесно связано с иудаизмом. В ней речь идет о приближении конца мира и приход мессии. В Апокалипсисе в аллегорической форме отображенные события иудейской войны (66-73 гг. ), антиримские расположения духа восставших евреев, стремление отплаты и предусмотрение ближайшего будущего. Поражение восставших, крах надежд на быструю гибель всего старого мира, на падение Римской империи привели к тому, что созданные на это время иудейские секты начали обнаруживать лояльнише отношение к римским руководителям. В следующих библейских книгах - Посланиях апостолов, которые начали появляться в конце И ст. , преобладают уже другие мотивы: любая власть - от бога, рабы должны подчиняться хозяевам, кесарю необходимо давать то, что ему принадлежит. В посланиях, которые приписываются Павлу и другим апостолам, формируется вероучение новой религии. В них наметилась эволюция христианства в двух направлениях - отрыва от иудаизма и усиление социального консерватизма. Постепенно христианство, которое сначала опиралось на евреев, начинает распространяться среди широких масс населения многонациональной империи.

Новая религия систематизирует многочисленные устные и письменные легенды о мессии, помещенных в разных Действиях и Посланиях. Из нескольких десятков евангелий которые распространялись в разных общинах, внутри II ст. отличились четыре - где, как и в других, описывалось рождение, жизнь, деятельность и смерть Исуса Христоса. Они более всего почтены найвпливовишими христианскими общинами. Естественно, что Евангелия не могли совпадать как в деталях, так и по некоторым общим питаннях.

Таким образом, Библия является конгломератом записей и фрагментов, которые появились на протяжении многих столетий. Фантастическое учение об «богодухновеннисть» Библии не выдерживает критики научных исследований, которые опираются на многочисленные данные этнографии, истории, палеонтологии и других наук, на конкретно-исторический анализ жизни общества - его хозяйства, классовой структуры, политического устройства и политических отношений, его духовной культуры, т.е. на все разнообразные, известные науке факторы жизнедеятельности людей тех времен, когда писались библейские книги.

4. Взаимодействие религии с национальными культурами

Единой мысли о соотношении культуры и религии в ученых нет. Первая культурологическая концепция - богословская, или религиозная: практически все ее представители исходили из того, что объявляли религию основой культуры. Эту точку зрения со всей полнотой выражения известный английский этнограф Джеймс Фрезер. Он считал, что «вся культура - из храма». Такому подходу противостоит другой атеистический, что вообще исключает религию из понятие культуры, которая считает их явлениями разными, что противостоят друг другу. Источника таких взглядов сходят к «просветительской концепции» (Гольбах (1723-1799), Гельвеций (1715-1771), Дидро (1713-1784), Ламетр (1709-1751), Фейербах (1804-1872) и инш. ). Согласно ней религия противостоит духовному прогрессу. Фейербах считал, что религия возникает «лишь в тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности» и, итак, поэтому включает в себя элемент существенным образом противодействующие образованию.

Как видим, эти точки зрения являются крайними, диаметрально противоположными и, итак, взаемовиключають одна одну Кроме них, существуют и другие точки зрения.

Религия и искусство имеют общие источники, корни. Источника искусства - в человеческой практике, из того ее стороны, где находит свое проявление человеческая инициатива. Так как свобода творчества есть выражения трудовой деятельности, которая углубляется, что развивается, в процессе и вследствие которой человек создает орудие труда, осваивает окружающий мир, углубляет общение с подобный себе, реализовывает себя, свои возможности, эстетично осваивает мир.

История культуры сохранила немало религиозных письменных памятников, среди которых важнейшие Веды, Библия, Коран.

Веды (дословно из санскрита «священное знание») - найдревниший памятник индийской религиозной литературы, которая составлялась на протяжении многих возрастов (конец II - начало I тыс. к н.э. ). Веды состоишь из четырех сборников:

Ригведа гимны мифологического и космологического содержания;

Самаведа - пения, которые повторяют тексты Ригведи и доповнюючу их ритуально-обрядовыми наставленнями;

Яджурведа описание ведических ритуалов, правил, осуществление жертвоприношений. Атхарваведа магическое заклинание и формулы.

На их основе сложилась ведическая религиозная традиция, много образов которой и философские концепции которой вошли со временем в такие религиозно-философские системы, как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм.

Коран (чтение, декламация) памятник арабо-мусульманской и мировой культуры. Согласно пересказу составления и редактирование Корану начато под наблюдением первых арабских халифов с привлечением записей, сделанных при пророке Мухаммеди. В нем 114 сур (разделов) разных объемы, от 286 аят (стихов, «знамений») в II разделе до 36 аят в последних роздилах.

В Коране есть рассказы о происхождении и структурах мира, создании человека; большое место занимают положение социально-правового характера. Коран разрешает проследить влияние древних арабских племен и других народов конца VI первой четверти VII вв. на развитие культуры других народив.

Важнейшим памятником христианской литературы есть Библия, созданная в I тыс. к н.э. Книга под названием «Библия» имеет подзаголовок «Книги Священного Писания Старого и Новое Завещания», который показывает, что это не единая книга, а сборник книг: их начисляется 77 (вместе с неканоническими книгами Старика Завещания).

Содержание текста Библии разнообразный. Отдельные ее части были написаны в разное время, они дописывались постепенно на протяжении целого тысячелетия. Сначала Старое Завещание было написано на древнееврейском языке (очень немного какие фрагменты - на арамейском), первичный текст Нового Завещания - на древнегреческой.

Библия, как тем не менее, и другие религиозные памятники оценивается людьми с разной мировоззренческой ориентацией. Одни считают их священными, другие считают, что это замечательные культурно-исторические памятники, созданные людьми в определенных исторических условиях. В любом случае нужно признать, что они весьма сложные, многослойные, многоаспектные, в них содержится огромный познавательный материал.

Кроме литературно-письменных, мировые религии вмещают и другие памятники: культовые здания (храмы, церкви, часовни, монастыре, аббатства, мечети), живопись (иконы миниатюры), музыка, праздника и обряды и т.д.

Имея функциональный характер, много какие религиозные памятники одновременно е достижениями мировой культуры. В их сооружении принимали участие гениальные архитекторы, художники, мастера завивания живописи, иконописце, композиторы. Тем самым религии огромное влияние на развитие всех видов искусства, а, итак, культуры вообще.

На протяжении всего исторического развития человечества создало множество разнообразных типов сооружений, что является архитектурным наследством разных эпох и народив.

В феодальном обществе церковь была высочайшим органом существующего феодального порядка, поэтому в эпоху средневековья огромное значение имели культовые здания, церкви, аббатства в Западной Европе, мечети, минареты - на мусульманскому Востоком.

Важный этап в развитии архитектуры - архитектура Византии, в столице которой, Константинополе, с целью укрепления нового государства и прославление государственного культа, которым стало христианство, создавались грандиозные сооружения: храмы, дворцы, укрепление. Зодчие Византии усовершенствовали искусство сведения куполов зданий, создав самобытный архитектурный стиль, особенно в церви в Константинополе. Купол его перекрывал пролет в 31,4 г.

В странах феодального Ближнего Востока, а также в Испании, которые находились в зоне арабской экспансии, сложились своеобразные типы культовых сооружений (как и других), что отображают границы национальной культуры и мусульманского культа - мечети, мавзолее, караван-сарае. Интереснейшим памятником такой архитектуры есть Мавританская мечеть в Кордовое (Испания).

Своеобразные архитектурные типы буддийских и брахманських культовых зданий были созданы в Индии: хранилище реликвий - ступа, пещерные и надземные храмы - чайшья, монастыре - вихара, высокие вежоподибни храмы - шикхара и вимана (например, храмы в Каджурахо и Тавджоре). В Китае зданиями культового назначения были. как уже отмечалось, вежоподибни пагоды, которые состоят из большого числа одинаково устроенных этажей с заломленными концами крыш (пагода «Красота дракона»), а также храмы.

Из культовых памятников романского стиля в Франции известные собор в аббатстве Клюни, церковь Святого Стефана в Канет, церковь Сен-Сернен в Тулузе. Наиболее значительные памятники романской архитектуры в Италии собор в Пизе, церковь Миниато в Флоренции.

Выдающимися памятниками церковной готической архитектуры есть созданные в XII XIV ст. соборы Нотр-Дам и Сен-Шапель в Париже, соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, церковь аббатства Сен-Дени и инш. Готический стиль в эту эпоху был ведущим не только в Франции, но и в других странах. Так, в Германии это соборы в Кельне, Ульме; в Англии собор в Линкольне, в Италии собор в Милане. В каждой из этих стран готика имела национальные отличия. Мировое значение малая итальянская культовая архитектура. В эпоху Раннего Возрождения архитектура порывает с образами и формами готики. Начало этому установленный Ф. Брунеллеськи. Построенный им собор Санта-Мария дель Фьоре в Флоренции увенчан куполом. Все его творчество (церкви Лоренцо, Спирито, капелла Пацци и инш. ) отличаются ясными и жизнерадостными образами.

Наибольшим архитектором Высокого Возрождения ( 1-я пол. XVI в. ) был Д. Браманте, что построил в Риме небольшой храм Темпьетто и величественные дворцы Ватикану. Им был создан также проект грандиозного собора Святого Петра (Рифм). Его преемниками были Рафаэль и Микеланджело, который продолжил строительство собора Святого Петра, создав новые пластично выразительные формы, хотя и близкие к замыслу Браманте. При Микеланджело собор был сведен к куполу, завершили строительство позднее по него кресленнях.

Религия повлияла огромным чином на развитие музыки. Религиозные сюжеты послужили основой для создания многих произведений светской музыки (оперной, симфонической). Главным центром музыкального профессионализма вплоть до XVII в.т. э. к началу Нового времени, была церковь.

Формирование раннехристианской церковной музыки происходило в тесной связи с традициями таких культур, как иудейская, египетсько-сиро-палестинская, пизньоантична. Постепенно составлялись разные музыкальные жанры, развивалась теория музыки, методика ее преподавания. В числе церковных пений - псалмодия, гимны (торжественная песня, молитва перед божеством с просьбой о помощи), литургия (важнейшее богослужение православной церкви, аналогичное католической мессе), всенощная (богослужение православной церкви, которая осуществляется накануне воскресения или отдельных праздничных дней).

Разделение церкви на Западную, католическую, и Восточную, православную, официально было закреплено в 1054 г. Возник ряд местных центров католицизма со своими вариантами литургии. Но постепенно все региональные традиции были вытеснены римским хоралом (григорианський пение). Все пения делились на две группы: месса (главное богослужение католической церкви) и оффиций (служба суточного цикла). К IX в. католическое церковное пение было единогласному. В IX-XIII вв. возникли разные формы многоголосия. Реформация XVI в. привела к возникновению автономных протестантских церкв (кальвинистская, англиканская, лютеранская), которые функционировали наравне с папской католической церковью.

Вторая половина XVI - начало XVII вв. - рубеж в развитии церковной музыки, связанный с творчеством итальянских композиторив.

Классическим образцом римской школы, которая воплощает суровый церковный стиль, было творчество Д. П. Палестрини (ок. 1525 1594). Новый концертный стиль сложился в Венеции, где звучали багатохорови композиции с богатым инструментальным сопровождением А. Вилларта (бл. 1485-1562) и его учеников и последователей - К. де Роре (1515 или 1516 1565), К. Меруло (1533 1604).

На рубеже XVI и XVII вв. на церковную музыку влияет оперный стиль, который рождается в церковных композициях: появился генерал-бас, сольное ариозо, речитативное пение, усилилась роль инструментального начала.

Еще одним материальным представлениям религиозной культуры есть иконы: изображение Исуса Христоса, Богоматери и святых, которым приписывается особое значение. Широкое распространение иконопись получила в период перехода от античности до Средневековья, обусловленное это исчезновением одних и появлением других форм и жанров изобразительного искусства. Важную роль начинает отыгрывать искусство, связанное с церковью, прежде всего иконопись. Одна из первых икон русской иконописи - «Сергий и Вакх» (VI в. ).

Весомый вклад в религиозную культуру внесли художники эпохи Возрождения, так как сюжетами их произведений продолжали оставаться вечные темы. Джотто ди Бондо (1266-1337), с именем которого связанное начало новой эпохи в живописи, принадлежат фрески «Страшный суд», «Благовещение».

5. Вывод

Искусство итальянских художников, сравнительно короткого по продолжительности Золотого возраста Возрождения, пронизано верой в творческие силы человека, его высокое назначение. Художники обращаются проблемам гражданской ответственности, высоких этических норм, умственного развития человека. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело создали наибольшие произведения, в которых через религиозную основу розкрили вечные человеческие вопросы: любви и ненависти, преданности и измен, самоотторжения и корыстолюбия. «Тайный ужин» Леонардо да Винчи, что отображает реакцию апостолов Христоса на его слова «Истинно говорю вам, один из вас предаст меня»; «Сикстинськ мадонна» Рафаэля, где переданный трагизм молодой матери, которая отдает сына-бога у искупление грехов человеческих; «Создание мира» и «Страшный суд» (Сикстинська капелла в Ватиканськом дворце) Микеланджело, в которых воплощенные торжество и трагизм человеческого рода.

Литература

1. Арутюнов С. А. Народы и культуры. - Г. , 1989.

2. Бичко А. К. и др. Теория и история мировой и отечественной культуры: Курс лекций. - К. , 1992.

3. Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. - Спб. : Издательство "Лань", 1997.

4. Культура и развитие человечества,- К. , 1989. 5. Поликарпов В. С. Лекции из истории мировой культуры: Учебник. - Харьков, 1990.

6. Теория и история мировой и отечественной культуры: Падручник. - Львов, 1992.

7. Ипар Ю. М. Очерки теории культуры: Учеб. пособие. - Г. , 1989.





Вернуться назад