Искусство Шумера

Главная - Культура - Искусство Шумера

Вступление

Шумеры - народ, который заселял Южную Месопотамию (междуречье Евфрату и Тигра на юге современного Ирака) на зрении исторического периода. Самоназвание народа саггиг - черноголовые. Они первые из народов, которые жили на территории Древней Вавилоний (современный Ирак), достигли уровня цивилизации.

Шумеры осушили болота, научились регулировать разливы год и освоили земледелие. С развитием торговли с Ираном, Еламом, Ассирией, Индией и районами Середземноморського побережья шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые до 3500 к н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитой металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письменности.

Первые шумерские поселения возникли около 4000 к н.э. Это были отдельные город-государства, которые постоянно воевали один из одним. Каждый город имел своего правителя и свое божество. Но их объединяли язык, культура, и, возможно, этническая принадлежность. Наибольшими из этих городов были Ерида, Ниппур, Киш, Лагаш, Урук, Ур и Умма.

Искусство Шумерского народа, который располагался на территории древней Передней Азии, на первый взгляд может сдаться сложным и загадочным: сюжеты, приемы изображения людей или событий, отображение временных-пространственно-временных отношений - все это грунтовалось на специфических представлениях и верованиях древних людей. Любое изображение содержит в себе дополнительное содержание, которое выходит за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры выступает система абстрактных понятий - добро и зло, жизнь и смерть и т.п. Для выражения этих понятий художники прибегали к языку символов, разобраться в котором современному человеку не так просто. Символикой наполненные не только сцены из жизнь богов, но и изображение исторических событий, которые понимались древними как отчет человека перед богами за сделанные им действия. Немало достижений шумерского искусства связанное с религиозными и мифологическими сюжетами. В сказаниях и поэмах часто рассказывается о фантастических существах - полулюдей, полуживотные, которые постоянно сопровождают, богов, героев и обычных людей. Эти же персонажи являются распространенным мотивом в изобразительном искусстве.

История искусства Шумеров, которое ведет свое начало на рубеже IV-III тысячелетий к н.э. в Южном Междуречье, развивалась на протяжении нескольких тисячорич.

Шумеры - древний народ, который создал, наравне с жителями Аккаду неповторимый исторический и культурный вид Междуречья IV-III тысячелетий к н.э. О происхождении шумеров нет точных данных. Известно, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тыс. к н.э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили напрасные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Они были самостоятельным государством, которое имело своего правителя и армию.

Архитектура

У Междуречье имело деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сирцеви кирпичины из смеси глины, песка и соломы, - в силу этого архитектурных памятников этого периода сохранилось крайне мало.

Основу архитектуры Междуречья представляют светские (дворцы) и религиозные монументальные здания и дома. Из зданий, которые дожили к нашим дням (частично), наиболее значительными считаются Белый храм и Красный дом в Уруку (3200-3000 г. к н.э. ). Эти мощные культовые башни, которые носят название зиккуратами (ziggurat- святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись ступеньками, а по краю стены шли пандусы, которым велели к храму. Стены красились в черный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.

Конструктивной особенностью монументальной архитектуры было применение искусственно сведенных платформ, которое вело свое начало от 4 тысячелетие к н.э. Этот момент объясняется, возможно, необходимостью изолировать дом от сырости грунта, который увлажняется разливами, и вместе из тем, вероятно, желанием сделать дом видимым со всех сторон. Другой характерной особенностью, основанной на настолько же древней традиции, была ломана линия стены, образованная выступлениями. Храм, который властвовал над жилой частью города, напоминал о неразрывной связи Неба и Земли. Здание представляло собой низкий прямоугольный дом с плоской крышей, толстыми стенами и без окон. Окна, когда они делались, содержались в верхней части стены, и имели вид узких щелей. Освещался храм с помощью прорезов под крышей, а также через высокие входы, оформленные в виде арок. Покрытие в основном были плоские, но известный был и наклонний дах.