Общая теория искусства

Главная - Культура - Общая теория искусства

Слово искусство есть вообще другоназвою художественного творчества: обобщенное, сборное понятие о всех видах художественного творчества, или конкретные искусства. Временами этим словом определяет отдельный вид художественного творчества (М. архитектуры, музыкальное М. , декоративное М, ужиткове М. и др. - см. об этом в следующих разделах. В узком понимании слово искусство означает собственное изобразительное искусство. Например, шеститомная «История украинского искусства» (К. ,1966-1968 гг. ) полно и исключительно включает лишь живопись, графику, скульптуру и архитектуру. Слово искусство употребляют, дальше, в переносном смысле, когда желают подчеркнуть высокий уровень знания, умение и мастерства ( военное М. , лечебное М. , ораторское М. и т.п.).

Существует немало критериев для различения, или классификации , искусств . Например, за целью изготовления произведений - познавательные , декоративные, идеологические, обиходу, религиозные и т.д. ; за материалом , из которого производятся художественные произведения - словесные (литература, устное народное творчество), звуку (музыка, пения и т.п.), «телесные» (танце, пантомима, театр, цирк), пластические (скульптура, архитектура и т.п. ), экранные (кино, телевидение, видео) и т.д. ; за временными и пространственными приметами ( времени - музыкальные, словесные, экранные М. , пространству, которые, в свою очередь, подразделяются на трехмерные (архитектура, скульптура) и двумерные (живопись, графика, экранные) и т.п..

Хорошо, но -

Что же такое искусство?

На первый взгляд, вопрос может выдаться даже немного странным: «Как то: «что такое искусство?»! Кто же этого не знает! - Кино, театр, там, музыка, ну, скульптура . . . Так?»

Так, то оно - так. . . Но все это - отдельные виды искусства , его области . А что собой представляет то , видами чего есть, в частности, вышеназванные и много какие не названные - как архитектура, литература, живопись и т.д. ? Что представляет собой искусство «вообще»?

Еще в давность было подмечениный, что людям бывает очень просто показать, например, что-то прекрасное и весьма тяжело - сказать, а что же оно такое есть - прекрасное.

Подобно и с искусством. Существует огромное количество разнообразных его определений, и именно поэтому их много, что среди них имело целиком удовлетворительных. Эти определения, хотя сами по себе и бывают верные, однако преимущественно или частичные и через то односторонние (например: искусство - это средство самовыражения , или: искусство - это средство познания , или: искусство - это форма общественного сознания и т.д. ), или весьма общие и потому неполные: не содержат указания на своеобразность явления (например: искусство - это вид эстетичного освоения мира, или: искусство - это органическое единство создания, познание, оценки и человеческого общения и т.п.).

Причин такого состояния много, объяснение одно: искусство - явление чрезвычайно сложное. Хотя иногда кажется в самый раз наоборот. . . Слово искусство так часто употребляется, что во многих, когда не большинства людей, составляется впечатление, будто все понимают, при том приблизительно все равно, что представляет собой искусство. Это иллюзия знания. На самом деле это далеко не так. Вот почему для лучшего понимания явления, которое определяет словом «искусство» , необходимо научно, т.е. логически, прояснить именно это понятие - искусство.

Для начала визьмим к вниманию нюанс, от которого выходит чуть ли не вся сложность в научном определении искусства «вообще». Дело в том, что такого конкретного явления «искусство вообще» нет . Его не существует . Подумайте над этим чуточку и завважте, что это значит: не вообще не существует искусства, а не существует «искусства вообще» - в том первейшем значении слова, из которого начинается эта статья. « Искусство «вообще» - это абстракция, категория мышления, понятие. Может возникнуть вопрос: если реально не существует такого явления, как «искусство «вообще», то зачем тогда это понятие? Чуть ли не пустопорожнее оно? Итак, - ни! Дело в том, что этим понятием сразу будто охватывается все найсуттевише в разных видах искусства - от литературы до архитектуры, и затем лишает людей от необходимости скучных и громоздких повторений.

Отсюда может выдаться, будто искусство реально существует именно как отдельные виды искусства (кино, телевидение, театр, живопись и т.д. ) или их совокупность (например, изобразительные искусства - скульптура, живопись, графика и т.д. ) Но это также иллюзия. При более близком рассмотрении с»ясовуеться, нет, не существует «искусства архитектуры» как такого или «литературы как такой» - это тоже абстракции, которые вбирают у себя, обобщая, найсуттевише в этих видах искусства. В самом деле, заметим, что когда речь идет, например, об архитектуре, то нельзя не заметить, что реально существовала или существует не архитектура «вообще», но конкретно - античная или китайская, русская или украинская и т.д. Так же и литература или кино или скульптура. Название каждого отдельного вида искусства, повторим, - это тоже абстракция. Но, поскольку она научная, не выдуманная, не искусственная, то, «охватывая» важнейшее во всех конкретных состояниях определенного вида искусства (общее в архитектуре старинный и новейший, религиозной, светской, военной и т.п.), помогает постичь его сущность и избегнуть повторений при его рассмотрении. Из сказанного следует, что реально, практически, конкретно искусство вообще и отдельные виды его в частности, существуют как невод»емкая составная часть общественного етнонационального организма на определенном историческом этапе его функционирования. Реально искусство существует как живой творческий процесс изготовления определенных предметов (что называются произведениями искусства), их освоение, сохранения и перманентного использования согласно конкретному целевому их призначенням.