Понятийный аппарат законов о культуре

Главная - Культура - Понятийный аппарат законов о культуре

Говорят: закон - есть закон.

Говорят: закон - суровый, но - закон. . .

Говорят: лучше иметь несовершенный Закон, чем никакого. . .

У нас именно такая ситуация: мы имеем Закон о кинематографии, при том - несовершенный. . .

Что за зверь - “произведение”? Или сценарий. . . “вне закона”

Прежде всего: текст Закона содержит целый ряд важных упущений относительно определения сроков - основоположных понятий этой сферы деятельности.

Так, Ст. 7. (Розд. ИИ), Ст. 11 (Розд. ИИИ) Закона фактически заявляют различение процессов создания и производства фильмов, тем не менее в тексте имеющаяся попытка определить лишь срок производство; срок (и понятие) создание фильм оставлен без определения. Итак неясно , чем собственное в юридическом плане отличается процесс создания от процесса производства вообще, в кинематографии - в частности и особенно. Больше того: в преамбуле Закона вообще игнорируется понятие создания фильма:

“Этот Закон определяет правовые основы деятельности в области кинематографии и регулирует общественное отношения, связанное с производством (!), распространением, хранением и демонстрированием фильмов”.

Да и определение срока производство не отмечается надлежащей логической ясностью:

“производство фильма - деятельность, которая объединяет сотрудничество авторов и исполнителей фильма и других субъектов кинематографии, направленное на воплощение произведения кинематографии техническими средствами”.

Значит, итак, что уже существует произведение кинематографии к началу. . . производства фильма? Что же в таком случае представляет собой произведение кинематографии? Чем же отличаются сроки фильм и произведение кинематографии? Возможно, имеется в виду сценарий (литературный, режиссерский)? Так ни! - это слово вообще даже не встречается в тексте документу. Сценарий фактически оказался, так сказать, “вне закона” .

В следующем за вищецитованим абзаце выражение произведение кинематографии употребляется в целиком отличном от предыдущего значении:

“исходные материалы фильма - материальные носители оригинала произведения кинематографии, использование которых дает возможность изготовлять (тиражировать) фильмокопии”.

“Исходные материалы” в реальности, как известно, - это, во-первых, эталонный экземпляр фильма (!) и смонтированная за ним - как по образцу- пленка с отрицательным изображением: своеобразная матрица , из которой могут быть изготовлены дальнейшие копии (тиражирование), во-вторых,- объяснительные и документуючи тексты (“монтажное письмо”, литературный и режиссерский сценарии и т.п.). . . Итак, “оригинал” произведения кинематографии - смонтированный “негатив”? Так что ж, в конце концов, представляет собой произведение кинематографии согласно “логике” этого Закона?. .

Что за птица -“фильм”? Или: или и, в самом деле, “Звенигора” Довженко - не “фильм”?

Неточным, неполным, ведь - ошибочным, есть определения и основоположного для Закона понятия (термина) фильм:

“фильм - аудиовизуальное произведение кинематографии, которая состоит из эпизодов, объединенных между собой творческим замыслом и изобразительными средствами, и который является результатом общей деятельности его авторов, исполнителей и производителей. За способами фиксации изображения и распространение фильмы делятся на кино-, видеофильмы и т.п.”.

По этому определению к категории фильмов целиком “законно” могут быть отнесенные практически все телевизионные передачи, предварительно или и в момент производства зафиксированные на ту или другую пленку (слово фильм в переводе украинской именно и означает пленка): от интервью с прохожими на улицах города, рекламных “роликов”- видеоклипов вплоть до записи концертов по трансляции и даже репортажа о футбольном матче. Так как они, как правило, состоят из “эпизодов” ( один из многочисленных сроков, не определенных в Законе ), объединенных определенным “творческим замыслом” ( что это за “птицу” ?), и является результатом общей работы авторов ( в случае трансляции спортивных соревнований такими есть комментатор и режиссер передачи), исполнителей ( комментатор, режиссер, операторы, звуорежисери и т.д. ) и производителей ( продюсер или продюсеры ).