Что такое искусство. Его место в эстетике


В кон. ХVИИИ ст. в Германии и в начале ХИХ ст. в Франции, а также в других странах возникает направление, которое противопоставляет себя классицизма и получает название “романтизм”. Романтики впервые открыли противоречивость человеческой души, ее неисчерпаемость.

Романтики возобновили художественные формы: создали жанр исторического романа, фантастические повести (Гюго, Жорж Санд)(П. Гулак-Артемовський, Г. Квитка-Основьяненко).

В ИИ поль. ХИХ ст. утверждается направление, которое пришло на смену романтизма - реализм. Кардинальная проблема реализма - соотношение правдоподобия и правды, истины (Ч. Диккенс, О. Бальзак).

В начале ХХ ст. в европейском искусстве возникают разнообразные явления, которые условно можно назвать модернизмом. Если во все возрасты литература была пронизана идеей человека, то в современную эпоху актуализируются проблемы соотношения личности с космическим и человеческим универсамом.

”Театр” в переводе с древнегреческой - зрелище. Актеры показывают какую-то историю (пьесу), а зрители наблюдают за их игрой. Пьеса - актер - зритель объединенные игрой; вот формула театра. Игра, как известно, является естественным состоянием человека. Граючися, дети учат жить. Взрослые выгадывают себе другие игры - разные праздники, ритуалы, шутки. Игра, таким образом, возникает как способ существования, путь к познанию и украшение жизни человека. Игра - основной элемент искусства театра, который через нее становится определенной формой общественного сознания.

В театре происходит воспроизведение жизни в формах самой жизни. Выражение этот условный, поскольку сценическая игра е лишь имитацией форм жизни, а не их прямым воспроизведением до мелочей, иначе пришлось бы на самом деле убивать, спать, вешаться на пидмостках.

Вместе с тем это выражение, вопреки всей условности, есть довольно точным, поскольку игра на сцене подражает жизни в его основных формах. Прежде всего это касается воспроизведения человека. Ведь характер личности раскрывается в театре именно так, как и в реальной действительности - через систему поступков, эмоциональные состояния, процесс мышления и т.п..

За первооснову театр включает в себя литературу в виде пьесы - художественного текста, предназначенного не столько для чтения, сколько для выполнения (разыгрывание) на сцене. Драматургия - особый род литературы. Она обязательно должны развить конфликт, драматическое действие и диалогическую форму текста.

Кроме того театр как искусство зрелищное, зрительное, опирается также на искусство изобразительное. Например, в кукольном театре, где главным действующим лицом есть не живой человек, а ее муляж, скульптура приобретает доминирующее значение. Важную роль сыграет также сценография - освещение сцены, декорация. Немало для театра значит музыка. В таких его разновидностях, как опера, балет, оперетта, м'юзикл, она становится основным средством сценического языка. Здесь и конфликт, и характеры, и атмосфера человеческих отношений выражаются прежде всего музыкантом, языком пения или танца.

В синтез искусств, объединенных театром, входят также дизайн, моделирование одежды, парикмахерское мастерство, макияж, спорт (акробатика, фехтование и т.п.), народно-декоративные промыслы и т.ин.

Итак, как уже отмечалось, театр разветвляется на разные виды, которые назовем. Это опера, балет, оперетта, драматический, музыкально-драматический, кукольный театр и пантомима (движение тела). Существуют также театры, которые различаются по адресам своего назначения, т.е. за составом своей аудитории: театры детские, где играют и смотрят спектакли деть; юного зрителя, где взрослые играют для детей; театры молодежные, мимики и жеста (для глухонемых); самодеятельные, где играют любители и др.

Театры различаются и за своим тематическим или жанровым направлениям. Это театры эстрады, моды, песни. исторического портрета, эротики, детективу, комедии, драмы и комедии, мелодрамы, хореографических, эстрадных миниатюр, поэзии, камерный, фольклорный, комической оперы, масок и т.п..

Театральное разнообразие имеет одну цель - воспроизведение жизни человеческого духа на сцене. К этой цели театры направляется, как правило, лишь двумя путями: он создает на сцене или иллюзию жизни или модель действительности.





Вернуться назад