Общечеловеческое и национальное в культуре


Современное человечество, которое начисляет тысяче народов, почти 200 государств, больше 6 млрд. землянинов, есть только одним из почти двух млн. видов растений и животные. Биомасса человечества составляет одну п'ятитисячну от общей массы всех живых существ. За время существования рода человеческого изменилось возле тысячи поколений (если принять за продолжительность жизни каждого из них приблизительно 60 лет). Среди всей этой огромной массы людей нет двух, которые были бы совсем одинаковыми, каждый имеет свои неповторимые особенности. Между людьми существуют не только индивидуальные, но и групповые расхождения: семейные, половые, возрасту, профессиональные, национальные и т.д. Что же объединяет настолько разных людей в единое человечество? Прежде всего единая общечеловеческая культура, которая возникает на основе целостного мира. Целостность мира - это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов, который появился как следствие развития производства в мировом масштабе и возникновение глобальных проблем. Целостность мира послужила основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры.

Рост целостности мира припускает принятие общих ценностных предпосылок. Без них любое взаимодействие невозможное, так как разные системы ценностей разъединяют людей, не дают возможности понять одно одного. Таким образом, современная культура, которая объединяет человечество, основанная на общечеловеческих ценностях, движении защиты прав личности, гуманизме, творческому развитию личности, распространении научного знания и передовых технологий, взаимообогащении национальных культур, экологическом отношении к жизни и окружающей среде. XX ст. знает две модели создания гуманитарной монокультуры унифицированного типа, который возражает многообразие существующих в мире культур: первая модель основана на абсолютизации классовых ценностей и идеи мировой пролетарской революции (коммунизм); вторая - на утверждении господства одной национальной культуры, одной наций и одного государства (нацизм). В этих случаях идея общечеловеческого характера современной культуры осознавалась миллионами людей в своеобразной отрицательной форме - в результате отождествления групповых ценностей с общечеловеческими, части культуры - с ее целостью. В этом случае возникала обезображенная форма социального движения, превращение культуры в антикультуру.

Рух к общечеловеческой культуре, которая снимает первоначальное противопоставление «мы - они», - не простой процесс. Противоречие это нельзя решать за счет отбрасывания других взглядов, точек зрения, культурных позиций. Такой путь бесперспективный, он возвращает человечество во времена варварства. Общечеловеческая культура - это наилучшие формы, образцы художественно-поэтической, научной, производственной деятельности, единые способы мироощущения и мировосприятие жизни и действительности, произведенные разными народами, поколениями, на основе которых человечество сейчас строит единую цивилизацию Земли, где нет места классовой и расовой ненависти, попрание прав человека и народов, убогости и неграмотности, экономического и культурного колониализма. Конечно ж, эти образцы культуры и сейчас е идеалами, ориентирами в построении единой цивилизации.

Становление общечеловеческой культуры не следует понимать как принятие всеми членами международного сообщества определенной общей системы ценностей, т.е. унификации культур. Язык, прежде всего, идет о росте взаимосвязи региональных и национальных культур. Они становятся взаимозависимыми, так как изменение в одной влияет на другие. Культурные достижения в тех или других регионах в условиях возрастающей глобальной целостности получают все большее распространение. Мы вступаем в принципиально новый этап глобализации гуманистических ценностей.

В основе формирования единой планетарной цивилизации лежит всевозрастающая интенсивность разного рода связей - коммуникационных, политических, экономических, культурных. В результате возникает новое системное качество - общечеловеческая культура, усиливается взаимосвязь разных стран, народов, кризисные и антикультурные явления, которые происходят в одном секторе единой цивилизации, отбиваются и на других регионах. В то же время наблюдается более интенсивная глобальная взаимосвязь, когда культурные образцы, научные достижения, произведения искусства, новые формы социальной или политической жизни транслируются и усваиваются на протяжении довольно короткого времени во всем цивилизованном пространстве. Это отнюдь не означает, что происходит определенная унификация культурных норм, способов видения мира. Естественно, что любая нации, социальная группа принимает из системы общекультурных человеческих связей только то, что отвечает духовному расположению духа их уровня развития, уровню развития возможностей. Кроме того, появляется могущественная тенденция к сохранению собственной идентичности национальной культуры. Конечно ж, современная цивилизация не означает механического соединения разных локальных цивилизаций и культур. Этот процесс имеет сложный и противоречивый характер. Довольно вспомнить могущественное влияние на современную западную культуру производственной культуры Японии и других стран Дальневосточного региона. Оказалось, что производственные формы деятельности, основанные на культуре этих стран, имеют довольно много преимуществ в сравнении с традиционными западными ценностями. Проблема взаимного усвоения культурных ценностей современными культурами, глобализации культуры есть сейчас одной из наиболее важных. В чем причины возникновения единой глобальной культуры человечества?

Во-первых, состоялась большая социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и образцов жизни человека. Довольно сказать, что именно в XX ст. осуществился во всемирном масштабе переход от самостоятельной работы на своем собственном наделе, характерной для традиционного общества, к работе по найму, к работе в коллективе и под контролем. Окончательно сменил образ жизни гигантских масс населения, кардинальным чином в условиях урбанизации изменились способы и формы восприятия человеком действительности. Так, в начале ХХ столетие в девяти ведущих индустриально развитых странах Запада люди, которые работают в современном производстве, не составляли большинства населения (43%). В середине XX ст. число работающих по найму увеличилось до 66% население и количество таких стран резко возросло. Эта тенденция наблюдается и и странах, которые развиваются. Судя по количеству работающих по найму людей, «третий мир» обогнал Запад. Продолжился и начатый в XIX ст. процесс миграции сельского населения у города. В начале ХIХ ст. городское население в мире составляло около 3% всего человечества, в середине XX горожанами были уже 28%, а в 1990-и гг. - больше 40%.





Вернуться назад