Общие особенности развития культуры Старинного Мира


Большой регион, который называется Старинным Свитом, протягивается из мероприятия восточнее от современного Туниса, где находился Карфаген, к современным Китае и Индонезии, а с севера на юг - от Кавказских гор и Аральского моря к Эфиопии. Здесь в старобытности существовали многочисленные государства, которые сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии мировой цивилизации. Замечательные условия для сельского хозяйства в бассейнах год, обмен и торговля с соседними племенами оказывали содействие быстрому развитию продуктивных сил, возникновению больших поселений, иные из которых выросли у города. Вообще, город (как следствие процесса урбанизации) стало принципиально новым явлением в истории человечества; оно становится центром управления, ремесленного производства, религии и искусства.

Цивилизации Старинного Мира основывались на рабовладельческой социально-экономической системе, за которой общество делится на три основных класса: рабов, мелких свободных производителей и господствующий класс, в состав которого входили землевладельческая, придворная и чиновничья аристократия, командный состав армии, жречество и зажиточная верхушка земледельческих общин. Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин обусловила рост роли государственной власти, создание специфической формы такой власти - неограниченной монархии, которую часто называют «восточной деспотией». Царь был не только носителем всей полноты власти (законодательной, исполнительной, судебной), но и признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или и даже одним из богив.

Первые рабовладельческие цивилизации сформировались на рубеже IV-III тыс. к н.э. в Египте и Месопотамии; они во многом определили все дальнейшее развитие Ближнего Востока. На протяжении ИИ - первой поль. И тыс. к н.э. длится расписание первобытнообщинного порядка и возникновение рабовладельческих государств в других частях Старинного Мира. Города-государства (полисы) составляются в Восточном Средиземноморье (Угарит, Ебла, Библ и др. ), в Малой Азии и Северной Месопотамии формируются Хеттська и Ассирийское государства, спорят основы индийской и китайской цивилизации. В середине - второй половине И тыс. к н.э. старинные цивилизации Ближнего Востока постепенно приходят в упадок: Ассирийская империя уступает местом гегемона Нововавилонський государству (VII-VI ст. к н.э. ), которое, в свою очередь - Персидской империи Ахеменидив (VI-IV ст. к н.э. ). С завоеванием этой последней Александром Македонским в 334-331 гг. к н.э. цивилизация региона начинает затухать. Вместе с тем начинается расцвет Старинной Индии и Китаю, который длится к середине I тыс. н.э.

Народы Старинного Мира создали исключительно богатую культуру, которая сделала огромное влияние на развитие мировой культуры. Именно они разработали первые мифологически-религиозные учения и теологические системы, которые побуждали возникновение древнеиндийской, давньокитайськой и древнегреческой философии и монотеистических концепций Старого и Новое Завещания. Именно здесь были созданы иероглифика и клинопись, которые развили в алфавитные системы письменности, заимствованные греками, римлянинами и многими другими народами мира. Гениальные «Эпос о Гильгамеша», «Сказ Синухе», произведения древнееврейских мыслителей и поетив («Книга Иова», «Книга Екклезиаста» и др. ), священная книга иранских народов «Авеста», индийские Веды, «Махабхарата» и «Рамаяна», китайские «Лунь юй» и «Дао где цзин», древнеегипетские пирамиды, месопотамськи зиккурати, дворцы Ассирий и Персии, успехи жрецов-мыслителей в областях медицины, математики, астрономии - вот лишь некоторые достижения народов Старинного Востока, которые вошли в казну мировой цивилизации.

Следующим этапом развития культуры Старинного Мира стали цивилизации Греции и Риму. За всего разнообразия, этим культурам присущее внутреннее единство, которое разрешает объединить их общим названием - античная культура (от лат. antiquus - старинный). Современная наука рассматривает культуру Античности в неразрывной связи с историей формирования, расцвета и гибели рабовладельческого порядка в бассейне Средиземного моря, Причерноморье и сопредельных стран в период с ИИИ тыс. к н.э. по V ст. н.э. В сущности говоря, самое рабство сделало возможным осуществление разделения труда между земледелием и ремеслом, и таким способом создало условия для расцвета культуры Античности. Наиболее цветущую пору существования античного общества представляет тот период, когда рабовладение набирает классической формы, за которой труженик рассматривается как instrumentum semivocale (наделенное голосом орудие работы). Одна из центральных проблем понимания Старинного Мира - осмысление многообразия и уникальности архаических культур, отдаленных от современности в историческом времени и просторные. Несомненно, старинные культуры в совокупности своих достижений и их значимости для настоящего представляют определенное цивилизационное единство, представляются нам хотя и закономерным, но уникальным этапом всемирно-исторического развития. В данном контексте неповторимость старинных цивилизаций видится в их единстве, совокупности важнейших признаков, которые прибавляют им принципиальные отличия как от первоначальных культур, так и от цивилизаций, которые пришли им на смену.

С точки зрения современной цивилизации, в светлые ретроспективного (т.е., обращенного в прошлое) видение, старинные культуры получают значимость прежде всего в своих достижениях, которые послужили «кирпичиками» для создания современного научно-технического мира. Но есть и такие подходы, в которых культура и цивилизация разделяются за самой своей функцией: культура оказывается способом существования этноса, преодоление им исторического просторную, обычно на одной и той самой географической площади. Цивилизация же рассматривается как техническая, интеллектуальная, моральная и т.д. «оснащенность» культуры. В данном случае, как это было уже в Шпенглера, на первый план выступают своеобразность и уникальность разного типа культур, которые сохраняют во времени свое историческое ядро и сосуществуют, оставаясь взаимно непроницаемыми одна для одной.

Историческая ретроспектива в этом случае оказывается разрушенной, а любое рассмотрение истории мировой культуры в плане эволюционного (с революционными прыжками) механизма становится несостоятельным. Больше того, обязательность современного состояния общества для всех типов культур относится под вопрос, ответа на которые отыскиваются в далекому прошлому, в инвариантах культурного развития. Похоже, эту инвариантность сознавали уже самые старинные, в частности греки - первые европейцы, которые столкнулись со Старинным Востоком, с персами и разошлись с ними в оценке человека и человеческой свободы; путешествуя в Египет и недоумевая величия и монументальности египетских пирамид и всей его культуры.

Охарактеризовать разности культур Старинного Востока и Старинного Запада, не противопоставляя их одни одним, разрешает теория осевого времени, которое принадлежит немецкому философу Карлу Ясперсу, который считает, что осевое время знаменует собой исчезновение больших культур древности, которые существовали тысячелетиями. Ось мировой истории, согласно Ясперса, следует отнести в середину I тыс. к н.э. , к тем духовным событиям, которые происходили между 800 и 200 гг. к н.э. на всем протяжении от Запада до Востока. Именно тогда относись основной исторический поворот - появился человек современного типа. Приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной стойкостью, начинается борьба рационального опыта с мифом, производятся основные понятия и категории, которыми мы пользуемся до сих пор, спорят основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишади, жил Будда; в Китае получили развитие могущественные философские школы конфуциантства и даосизма, в Иране учил Заратуштра, в Палестине выступили пророки, в Греции - была эпоха Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.

Суть изменений, которые состоялись почти одновременно в упомянутых культурах заключается в определенном духовном озарении (вдохновенные): перед человеком приоткрывается ужас мира и собственная беспомощность, она ищет новые ответы на вопрос, раньше принятые ею на веру, просматривает свои решения, обычае и нормы. Индивидуальное сознание грунтуется на рефлексии, сознание сознает сознание, новый, настоящий человек, выходя за границы своего собственного существования, способен слушать и понимать то, о чем он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

Интенсивное духовное движение Ясперс обнаруживает в трех мирах: Китай, Индия, Эллада и Ближний Восток. Здесь традиции прошлого обновлялись и развивались на основе индивидуального опыта и рационального сознания. В то же время осевое время ознаменовало исчезновение тех величественных старинных культур, в которых человек не достиг настоящего самосознания, как это состоялось с египетской и месопотамською.

Обращение к концепции Ясперса разрешает выяснить, что разности между Востоком и Западом не имеют абсолютного характера. Те особенности, которые исследователи обычно находят в культурах Востока - их стойкость, недвижимость, традиционализм - относятся к их доосьового периода. И хотя традиции доосьового времени вошли в культуру писляосьового, эти культуры динамично развивались. Их ослабление и упадок отмечается с 1500 г. , когда Европа вступает на путь своего неизвестного прежде продвижения вперед. При этом самые восточные культуры оказываются непохожими одна на одну в своем отношении к осевому времени, демонстрируя многообразие типов старинных культур, поливариантность мирового культурного развития. Западный мир не столько отличается от Востока в своей полярности с ним, сколько несет ее в самом себе, своему самосознанию. Радикальность, которую привнес в мир Запад в своем тысячелетнем развитии, понимается и конкретизируется, если поставить вопросы, чему наука и техника возникли лишь на Западе? Владел ли Запад уже в осевое время какой-то своеобразностью, следствия которой оказались в следующую эпоху? Или заложено было уже в осевое время то, что позднее проявило себя в науке?

Литература:

1. Виппер Ю. , Самарин Р. Курс лекций по истории зарубежной литературы ХVИИ в. - Г. ,1954.

2. Елизарова М. и др. История зарубежной литературыхи в. - Г. , 1961

3. Зарубежная литература средних веков: В 2 Вып. / Сост. Б. Пуришев. - Г. , 1975.

4. История зарубежной литературы ХИ в. / Под ред. Н. Соловьева. - Г. ,1986.

5. История римской литературы: В 2 Т. / Под ред. С. Соболевского - М. , 1959-1962.

6. Искусство стран и народов мира: Краткая художественная энциклопедия: В 5 Т. - Г. , 1962-1980.

7. Кертман Л. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. - Г. , 1987.

8. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - Г. , 1990.

9. Литература Средних веков. Хрестоматия. / Сост. Б. Пуришев и Р. Шор. - Г. , 1953.

10. Модернизм: Анализ и критика основных направленный. - Г. ,1987.

11. Никитина В. , Паевская Э. и др. Литература Древнего Востока. - Г. , 1962.

12. Рассел Б. История западной философии - К. , 1994.

13. Самарин Р. Зарубежная литература. - Г. , 1987.

14. Стамеров К. Очерки из истории костюмов: В 2 Т. - К. , 1978.

15. Тойнби А. Дж. Исследование истории: В 2 Т. - К. , 1995.





Вернуться назад