Культура XIX столетие

Главная - Культура - Культура XIX столетие

В культуре Нового времени XIX ст. занимает особое место. Это столетие классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и потом вступила в стадию кризиса. В своей основе культура XIX ст. базируется на тех же мировоззренческих принципах, которые и вся культура Нового времени. Это - рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. Она старается удержаться в пределах культурной парадигмы Нового времени в ответе на фундаментальный вопрос: «Как существует мир, в котором мы живем?» Однако новизна исторической ситуации потребовала и новых подходов к решению этого старый вопроса. Указанные обстоятельства - следствие трех эпохальных явлений, значение которых для судеб европейской культуры тяжело переоценить: промышленный переворот, Война США за независимость и Большая Французская буржуазная революция. Именно эти события образовывают нижнюю границу XIX ст. , смещая ее в возраст XVIII, именно они обуславливают культурный поворот на рубеже XVIII-XIX ст. И верхняя граница, его выход в возраст XX, также не совпадает с хронологическими рамками. Август 1914 - вот пункт прибытия культуры Нового времени с ее рационализмом и оптимизмом, верой в безграничный прогресс и добрую природу человека.

Обозначив временную рамку, попробуем рассмотреть историческое лицо XIX ст. , обратившись к испанскому философу Хосе Ортеги-и-Гассета (1883-1955): «Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, осуществленным XIX столетием. Созданный совсем новый фон, новое поприще для современного человека, - и физический, и социальный. Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем "техники". Ни один из этих факторов не был творением возраста, они появились на два века раньше, XIX столетие провело их у жизнь».

Капиталистическая индустриализация, или промышленный переворот классического буржуазного типа, происходит прежде всего в Англии. К середине XIX ст. это осуществленный факт в большинстве стран Европы и Северной Америки. Будучи в конечном счету закономерным результатом господства рационализма и утилитаризма в культуре Нового времени, он обеспечивал новый прыжок в развитии науки и техники. От механической прялки «Дженни» - к паровой машине Дж. Уатта (1784) и парохода Фултона (1807), от паровоза Стеффенсона (1814) - к первому метро (1863) и т.д. шло вперед усовершенствование инженерной мысли, которая предваряется научными открытиями, которые оказывают содействие дальнейшему развитию промышленности. Эпоха пары и электрики, телефона и телеграфа, время интереснейших открытий в астрономии, геологии, биологии и химии. Как показали подсчеты, лишь только один XIX возраст принес открытий и изобретений больше, чем все предыдущие столетия вместе взятые, а именно - свыше восьми с половиной тысяч, вследствие чего техническое господство над пространством и материей выросло беспредельно.

Начался небывалый пространственно-временной рост цивилизации: в духовный мир человека входили новые территории и новые пласты прошлого. Познание раздвинуло свои границы вглубь и вширь. Но одновременно возникли и новые способы преодоления пространства: новая техника, с ее скоростями, средствами связи оказывала содействие потому, что человек смог вместить больше космического времени в меньший отрезок времени жизненного, приблизить к себе любую точку планеты. Вселенная как бы одновременно сузился и - расширился, все пришло у столкновенье со всем. Мир качественно превратился.

Подобные процессы происходили в социально-политической жизни. Война за независимость североамериканских колоний (1774-1776) выбила из цепи самой могущественной Британской колониальной империи одну важная нивке. Первое государство Европы испытало поражения. Принятие 4 июля 1776 г. Декларации независимости, которая провозгласила создание США продемонстрировала выросшие возможности освободительной борьбы угнетенных народов, криза политики, основанной на европоцентризми, перспективы ускоренного движения по пути капиталистического развития, минуя феодализм. Капитализм вышел за пределы Европы, обнаруживая тенденцию к преобразованию в мировую систему. Именно эта направленность и стала определяющей в XIX ст. , когда начала составляться мировая капиталистическая система хозяйства, мировой рынок, а история становилась в самом деле всемирной историей. Формирование мировой культуры как целого, как единства многообразия - национальных культур, художественных школ и т.д. , поставило в повестку дня проблему диалога культур. Третья - по смыслу, но не по значению, событие возвращает нас в Европу. Речь идет о Большой Французской буржуазной революции 1789-1799 гг. - классический политический переворот буржуазного типа. Хотя уже лидеры американской революции надышались идеалами французских просветителей, лишь французская революция, которая воплотила, казалось бы, у жизнь их принципы, обозначила кризис культуры Просвещения как неспособную обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности. Принятая летом 1789 г. Декларация прав человека и гражданина провозглашала, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, среди которых в качестве неотъемлемых, в частности, фигурировали собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Однако обещанное просветителями «Царство ума» в скором времени обернулось торжеством буржуазного ума, равенство свелось к формальному равенству перед законом, безопасность личности оказалась растоптанной якобинской диктатурой, свобода вылилась у своеволия самой беспощадной (капиталистической) эксплуатации, а революционное братство третьего состояния распалось, и враждующие классы разошлись по разные стороны баррикад. Весь ход событий, казалось, опровергал рационалистический взгляд на мир. Ведь если свитом правят законы ума, то как возможное настолько разительное несоответствие результатов - целям? Отныне проблема соотношения идеала и действительности постоянна волновать общественное сознание не меньше, чем поиск исторической закономерности в том, что происходит. В логическом аспекте именно это противоречие - идеала и действительности - стало движущим мотивом социокультурного развития в XIX ст.