Культура Северного Ренесанса

Главная - Культура - Культура Северного Ренесанса

Самобытный характер Северного Ренесанса проявился в первую очередь в культуре Нидерландов и Германии. Городами, которые стали главными центрами этой культуры, были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галл. Позднее лидером стал Амстердам. В формировании немецкого Ренесанса немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горнодобывающего дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, привлечение в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и изменяли их сознание. Традиционный фактор влияния античной культуры для Северного Ренесанса незначительный, он в ней воспринимается опосредованно. Поэтому в большинстве его представителей легче найти следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы. Судьбы лидеров Северного Ренесанса крепко связаны с движением Реформации и Крестьянской войной. Возраст Северного Ренесанса был недлинным, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня.

В раздробленной Германии было объединяющее начало: ненависть к католической церкви, которая обложила страну многочисленными поборами и обременительными регламентациями духовной жизни. Поэтому один из главных направлений в борьбе за «царство Бог на Земле» - борьба с папством за реформирование церкви. Настоящим началом Северного Ренесанса следует считать перевод Мартином Лютером (1483-1646) Библии немецкой. Эта работа продлевалась 20 лет, но отдельные фрагменты стали известные читающей публике раньше. Лютеривська Библия создает эпоху, во-первых, в немецком языке: она становится основой немецкого единого литературного языка; во-вторых, она создает прецедент перевода Библии современным литературным языком, и в скором времени пойдут переводы английской, французской и т.п..

Идеи лютеранства объединяют наиболее прогрессивные круги Германии: у него оказываются втянутые и такие мыслители-гуманисты, как Филипп Меланхтон, художники, как Дюрер и Гольбейн, священники и идеологи народного движения, как Томас Мюнцер. Формирование лютеранства шло несколько десятилетий и включало довольно разнообразные философские, религиозные, мистические, утопические и этические идеи.

Т. Мюнцер (1490-1525) выступал, в первую очередь, как утопист, который призывает к уравнительному разделу земли. Его религиозное мировоззрение имело пантеистический характер. Яркая личность, Мюнцер, порвав с Лютером в 1524 г. через его умеренно-буржуазные позиции, с главой погрузился в революционную деятельность, создав в Тюрингии и Саксонии центр Крестьянской войны. Он попробовал объединиться с чешскими повстанцами, но испытал поражения от объединенных войск князей, попал в плен и был казненный.

Ренессансная литература в Германии опиралась на средневековые традиции мейстерзингерив. Наиболее совершенные образцы поэзии того времени представил продолжатель этих народных традиций Ганс Сакс. Рядом с Лютером он может считаться творцом современного немецкого языка. Зависимость от времен готики обозначилась на развитии литературы Германии и выразилась в отсутствии сколько-нибудь интересной прозы. Поэзия же опережала, стихе Сакса и Лютера были известные всем. В Нидерландах проза появилась раньше, наиболее выдающимся прозаиком Северного Ренесанса стал Еразм Роттердамський (1469-1536), который прославился своей гостросатиричною книгой «Похвала глупоти» (1509).

Лидировал среди видов художественной деятельности - как и в итальянском Ренесансе - живопись. Первым среди больших мастеров этого периода должен быть назван нидерландець Иероним Босх (1450-1516). В его картинах, большей частью написанных на религиозные сюжеты, поражает соединение пасмурных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символики и точности реалистических деталей. И даже найстрашниши аллегории выписанные в таком удивительном колорите, которые делают жизнеутверждающее впечатление. Никто из следующих мастеров живописи уже не будет рисовать настолько фантастические, что граничат с сумасшествием, образы, но влияние Иеронима Босха XX ст. ощутит в творчестве сюрреалистив.

Безусловно, наибольшим мастером Северного Ренесанс в изобразительных искусствах был Альбрехт Дюрер (1471-1528). Родился он в семье ювелира, очень рано проявил способности к рисованию. Его автопортрет и портрет отца, сделанные в возрасте 12 лет, поражают мастерством и зрелостью. Дюрер оставил колоссальное наследство: картины, графические работы, статьи, переписка. На его творчество оказала большое влияние путешествие по Италии. Позднее он будет туда наезжать, особенно полюбит Венецию. Не случайно манера письма этого мастера особенно близкая к итальянской. Однако специфика видения мира Альбрехта Дюрера заключается в поисках возможности как можно об'ективнише отобразить мир, ему был далекий итальянский ренессансный реализм, он хотел добиться от живописи и картины полной достоверности. Этим пафосом перенятые его автопортреты, особенно карандашу, в письмах к брату. Сюда же можно отнести и портрет матери. В письме, где сделанный этот набросок изможденной болезнями женщины, Дюрер пишет о смерти матери: «Я сам видел, как смерть сделала ей два сильных удара в сердце». До сих пор захватывает графика Дюрера, понять которую часто стараются, расшифровывая средневековую мистическую символику, которая там действительно присутствующая. Но искать разгадки завораживающих изображений нужно в эпохе Реформации. Возможно, графические листы ярче за все отразили стойкость духа этих людей, готовность отвергнуть кое-как соблазны, но и горькие сомнения в конечном результате борьбы. Именно об этом думаешь, смотря на «Меланхолию», на гравюру «Смерть, черт и рыцарь». ЕСТЬ в Дюрера и лирическое начало в графике. К нему можно смело отнести цикл гравюр «Жизнь Марии», что вдохновил в XIX ст. Рильке на цикл стихов, а в XX - Хиндемита на цикл романсов на эти стихи.