Культура Украины второй половины ХIХ ст


Пребывание украинских земель в составе царской России и Австро-Венгерской империи обусловило региональные особенности развития их культуры. Завершение формирования украинской наций в условиях кристаллизации классовой структуры буржуазного общества определило характер направлений в национальной культуре, в частности появление струи демократической культуры. Внутренняя политика правящих кругов указанных государств по-разному отбивалась . на культурном развитии. Насаждение монархической, клерикальной идеологии, социальное угнетение народных масс, небрежение политическими и национальными правами украинского народа - все это отрицательно влияло на становление демократического направления культуры Украины.

Тем не менее во второй половине XIX ст. действовали и факторы, которые оказывали содействие ускорению общего культурного развития. Благодаря сдвигам в экономике окрепшая материальная база культуры. Эпоха промышленного капитализма вызвала потребность в специалистах для разных областей хозяйства, науки и культуры. На первый план выступает ризночинна интеллигенция, близкая к освободительным стремлениям, чувствительная к интересам народных масс. Огромное влияние на развитие демократического направления украинской культуры сделал демократический^-демократический-революционно-демократический рух. его питала также национально-освободительная борьба передовых общественных сил. Идеалы социальной справедливости, демократии, политической и национальной свободы надышали творчество лучших деятелей духовной культуры Украины. В укреплении ее демократического направления важное значение имели связи его представителей с передовыми мастерами русской культуры. Развитие культуры Украины происходило также благодаря использованию духовных достояний других народов, прежде всего европейських.

Развитие образования и науки. Образовательная политика правительств царской России и Австро-Венгерской империи осуществлялась в интересах господствующих классов. Однако, учитывая нужды хозяйства в просвещенных работниках, на требования прогрессивных кругов общества относительно расширения образования народных масс, эти правительства были вынуждены проводить соответствующие реформы.

Под влиянием освободительных идей О. Герцена, М. Чернышевского, Т. Шевченко революционно-демократическая молодежь начала организовывать школы для крестьян, рабочих и ремесленников. Они работали в воскресные и праздничные дни, из-за чего назывались воскресными. В 1859-62 гг. на Украине их действовало свыше 110. Передовые просвещенные люди готовили для них учебную литературу, в частности Т. Шевченко составил «Букварь южнорусский». Во многих из этих школ обучения велось за расширенной программой по гуманитарным и естественным дисциплинам, некоторые велели обучение на украинском языке. Тем не менее за царским указом от 10 июня 1862 г. воскресные школы были закрытые, их восстановление произошло позднее.

1864 г. царское правительство произвело реформу народного образования. Согласно ней все типы начальных школ, которые существовали раньше, объявлялись общесословными и достали название начальных народных училищ. Они стали работать по единому плану и программой. Здесь детям давали элементарные знания: учили Закона божьего, читать, писать, первых четырех действий арифметики. Руководство училищами сосредоточилось в новообразованных уездных и губернских училищних советах, а контроль за ними в пределах каждой губернии стали осуществлять попечители народных училищ.

В конце 1860-х лет открылись двухклассные начальные училища с пятилетним сроком обучения, в которых излагали также историю, географию, рисование и т.п.. В 1872 г. большинство уездных начальных училищ реорганизовали в шестилетние городские училища. Здесь изучали геометрию, черчение, естественные дисциплины. В 70-х годах начальные народные школы начали открывать земства Левобережной и Южной Украины. Учителя этих школ, среди которых было много ризночинной демократической молодежи, вводили прогрессивные методы обучения, расширяли объем учебной материала. В условиях 1880-реакции х лет увеличилась, особенно на Правобережье, количество церковноприходских шкил.

В 1897 г. на территории Восточной Украины существовало около 17 тыс. начальных школ всех видов. Тем не менее они могли охватить обучением лишь треть детей, сдача их оставалась вне школы. Значительная часть детей крестьян и рабочих не посещала школу или не заканчивала курса обучения через затруднительное материальное положение. Через то уровень грамотности трудящихся, особенно крестьян, был низким. В конце 1890-х лет в разных губерниях Украины процент грамотных колебался от 15,5 до 27,9. Основными средними образовательными закладами оставались гимназии. Согласно новому уставу 1864 г. основывались полные (семиклассные) гимназии и неполные (чотирикласни) прогимназии. Формально они считались безсословными, однако учились в них преимущественно дети помещиков, чиновников, духовенства, буржуазии. Гимназии делились на классические и реальные. В первых преимущество отдавалось гуманитарным дисциплинам, особенно греческому и латинскому языкам, их выпускники могли без испытаний вступать к университетам. В реальных гимназиях изучали большей частью природоведение, физику, математику, европейские языки и т.п.. Окончание их давало право вступления лишь к высшим техническим учебным заведениям. В 1871 г. срок обучения в классических гимназиях был удлинен до восьми лет. Вместо реальных гимназий создавались шестилетние реальные училища с седьмым дополнительным классом для желающих вступать к высшим специальным закладам. Женщины получали среднее образование в женских гимназиях и прогимназиях, епархиальных школах. В конце XIX ст. на Восточной Украине было 129 гимназий и 19 реальных училищ. Продолжали действовать средние учебные заведения закрытого типа (институты благородных девушек, частные пансионы и т.п.), где учились исключительно дети дворян.





Вернуться назад