Готика, как один из основных стилей архитектуры средневековья


1. Введение.

Готический стиль (итал. gotico - готы, по названию племени готов ) - художественный стиль средневековой Европы ( Х-Х ст. ), который грунтуеться на народных традициях готов (германцев). В архитектуре характиризуеться вертикализмом конструкций, каркасным перекрытием, четкостью линий, непривычностью, использованием скульптур, витражей. Стиль приобрел значительное распространение в живописи. Шедевр готики - Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери).

В истории западноевропейской средневековой культуры выделяются два этапа: романский - IX-XI столетие и готический - Х-XV столетие (в отдельных странах - к XVI ст. ).

Романский стиль (от лат. romanus - римский) полноценно проявил себя прежде всего в архитектуре. Строения романского стиля разнообразные за типами, за конструктивными особенностями, за декором. Наибольшее внимание отводилось сооружению храмов, монастырей, замкив.

В пределах романского стиля вместе с тем с архитектурой и в тесной связи с ней развивались монументальная живопись и скульптура. За художественными признаками искусство этого периода схематическое, условное. Романская композиция давала возможность использовать пространство, лишенное глубины, ризномасштабни фигуры, утрированные жесты.

Следует отметить важную роль орнаментального искусства, которое в романском стиле поражает богатством и разнообразием мотивов. В орнаменте своеобразно сплетались традиции античности Византии, Ирану и даже Далекого Востока.

2. Зарождение и развитие готического стиля.

Относительно искусства готического (от итал. gotico - готский, варварский) стиля, то прежде всего привлекает внимание поиск синтеза между архитектурой, живописью и скульптурой. Мастера готики широко обращались к образам народной фантазии. Вместе с тем в их искусстве сильнее, чем в романскому, отразилось влияние более рационального восприятия мира, прогрессивных тенденций идеологии того времени.

Значительного развития готика достигает в Франции, особенно в розвинениших северо-восточных регионах страны. Готическая архитектура Франции и других стран Европы прошла через этапы ранней, высокой и поздней готики. Одним из шедевров ранньоготичной архитектуры можно считать собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). В пределах готического стиля художники XIII-XIV столетий значительное внимание уделяли развитию багатокольорових витражей, обновляет искусство книжной миниатюры, иллюстрации, большого распространения приобретают гобелены.

В XIV столетии бушующее развитие европейских городов стимулировало демократизацию готики, ее применение в позакультовий архитектуре. Элементы готического стиля начинают использовать даже в предметах повседневного употребления (мебель), а такое широкое использование готического стиля оказывало содействие возникновению многочисленных национальных и региональных вариаций. История искусства оперирует понятиями “английская, французская, немецкая готика”. Следует учитывать, что на протяжении дальнейшей (от XIV ст. ) истории отношения к готике было неоднозначное. Приблизительно к середине XVIII столетие готика ассоциировалась с “варварским искусством”, воспринималась как нарушение художественного вкуса, чувство симметрии и пропорций. Считалось, что готическое искусство унижает человека, вызывает чувство страха и обреченности. Новое восприятие готики связано с идеологией немецкого и французского романтизма, которые будто бы снова “открыли” этот стиль, сделав ударение на пафосном характере готики, на ее способности пробуждать у человека чувства приподнятого, величественного чувства увлечения. Значение готики в истории европейской культуры было подчеркнуто и в XIX столетии появлением неоготичних тенденций в искусстве некоторых стран Европы.

В создании новой архитектуры ведущую роль сыграли монахи, а маршруты прощи облегчили обмен идеями. С ростом новых городов на западе оказалась тенденция к преобразованию романского стиля на готический. Собственно, пизньороманський стиль вытворил все формальные предпосылки готики (стрельчатая арка, аркбутан, ребристый свод). Браковало лишь нового толчка к пониманию пространства в движении, которое перенимало все массы и открывал новые направления развития действия. Подибуваний в Дареми двойной эффект (движение вдоль и вверх) надо было сделать по возможности динамичнишим и более легким, лишь бы вирника в костеле порывало вместе с тем к алтарю и вверх, к небу. Это нуждалось в новой совокупности напряжений и звильнюючих ритмов, и они появились на хорах Сен-Дени в сороковых годах XII ст. Движение к алтарю опоряджувався богатыми новостворе-ними ритмами, однако в первую очередь подчеркивалась вертикаль. Гармоническая вселенная романского стиля превратилась на динамический, направленный вверх вселенную готики: снова торжествовал образ небесной горы. Порывания вверх окончательно сосредоточилось в шпиле. Внешние особенности согласовывали с внутренними: было видно, как сооружение собиралось докупи и поднималась. Тем не менее внутри прежде всего подчеркивалось эмоциональное впечатление. Если с внешней стороны то была священная гора, которая радушно дотикалася неба, то во внутренней порожняви (еще - бугорок Венеры, видьомський холм) располагался целый мир ритмических форм, которые вместе с тем освобождали и сковывали зрителя. Века, которое породило готику, було также большими пор схоластической науки, попыток создать энциклопедические системы знания, которое гармонувало с естественной и духовной действительностью, Историей и Божьим замером, умом и верой, а также определяло место человека во вселенной. Подобным чином и кафедра была вместе с тем аллегорической и органической космической вестью.





Вернуться назад